Чем смазывать коробку передач грузовика?

Чем смазывать коробку передач грузовика?

Моторная часть грузовика

Многие изготовители грузовых автомобилей предписывают заливать в коробку передач моторное масло. Но для автоматических коробок такой продукт не годится. Поэтому в подобных устройствах используется именно трансмиссионное масло.

При выборе смазки для коробки передач автомобилисты ориентируются на два критерия: скорость относительного скольжения и предельно допустимые нагрузки. В зависимости от сочетания этих двух составляющих и выбирается трансмиссионное масло. Оксоли различаются количеством присадок и вязкостью. Противозадирные присадки всегда предпочтительнее, потому что в условиях критических режимов не допускают повреждения металла. Напротив, они окутывают поверхностный слой металла тонкой пленкой, которая потом выводится как продукт износа. Это означает, что данная смазочная жидкость понемногу разъедает металл, но при равных условиях она меньше портит поверхность, чем продукт без противозадирных присадок.

Таким образом смазка взаимодействует только со сталью или чугуном. Цветные металлы не способны нормально уживаться с зернистыми соединениями, поэтому подобные присадки быстрее приводят синхронизаторы или другие детали в непригодное состояние.

Классификация смазок

На данный момент трансмиссионные масла разделяют на 2 группы: GL-4 и GL-5 (классификация зарубежных специалистов), а также ТМ-4 и ТМ-5 – стандарты в России. Для переднеприводных отечественных грузовых автомобилей подходит продукт с маркировкой GL-4. А GL-5 можно использовать на всех остальных машинах российского производства. Сказать однозначно, какая группа автохимии лучше, нельзя, они просто разные.

При выборе масла для автомобиля учитывайте, что нельзя покупать смазочный материал более низкой категории, чем указано изготовителями конструкции, так как это приведет к быстрому износу частей коробки передач. Жидкость высшей категории также не требуется. К тому же трансмиссионное, стоящее на ступень выше, чем нужное смазочное вещество, стоит намного дороже. При выборе нужно учитывать такие факты:

Сильное сердце грузовика

  • грузовые автомобили нуждаются в продуктах уровня GL-3, если агрегаты машины не имеют гипоидных зацеплений;
  • некоторым автомобилям, например, легкому грузовику «ГАЗель», требуются трансмиссионные масла класса GL-5;
  • если в вашем автомобиле есть редукторы с гипоидным зацеплением шестерней, нужно использовать масло GL-5. Оно подходит как для грузовых, так и для легковых автомобилей;
  • масло GL-5 применимо для ведущих мостов, а GL-4 годится для механических коробок передач. Учитывайте, что отечественная автохимия более высокого ранга может стоить гораздо дешевле, чем импортные образцы.

Несколько слов о вязкости

Выбирая масло, стоит обратить внимание на его вязкость. Открыв руководство по обслуживанию автомобиля, вы найдете рекомендации по использованию трансмиссионного продукта определенной категории. Смазочный материал должен соответствовать тем погодным условиям, в которых вы собираетесь эксплуатировать автомобиль.

Низкотемпературная вязкость была выведена в ходе испытаний смазочного материала на различных конструкциях и в конечном итоге составляет 150000 cР. Эксперименты показали, что вязкость не может превышать данное число, так как происходит разрушение некоторых деталей. А в некоторых случаях даже при более низком уровне вязкости наблюдаются такие же поломки. Поэтому будьте очень внимательны к рекомендациям при выборе конкретного продукта. Тем более что требования к оптимальной вязкости для ручной коробки передач значительно выше.

Необходимое значение указывается для определенной температуры окружающей среды. Высокотемпературный показатель вязкости трансмиссионной смазки определяется путем оценивания значения кинематической вязкости, которая будет наблюдаться при температуре 100 °С. Именно по данному показателю можно судить, какую нагрузку выдержит слой смазки во время эксплуатации автомобиля при высоких температурах.

Минеральное или синтетическое?

Синтетические трансмиссионные добавки обладают большей текучестью, что может вызвать различные утечки, которые неблагоприятно скажутся на работе всего механизма. Но синтетика менее чувствительна к перепадам температур, поэтому ее используют в условиях как сильного холода, так и летней жары.

Всесезонные смазочные материалы, должны соответствовать требованиям классификации как зимнего, так и летнего масел. Синтетика в данном случае имеет существенный плюс, так как раздвигает границы использования.

Второй фактор, по которому можно сравнивать моторные смазки различных видов, – это скорость старения продукта. В процессе эксплуатации любое масло постепенно теряет свои первоначальные свойства. Это зависит от разложения полимеров, а также от процессов окисления. Если сравнивать синтетическое и минеральное масла, стоит отметить, что полимеры разлагаются в них одинаково. Процесс же окисления чаще происходит в минеральной жидкости. Из этого следует, что стареет она несколько быстрее.

Грузовики подвержены большим нагрузкам

Но важен не только срок службы самого продукта. Износ двигателя тем больше, чем быстрее стареет масляная жидкость. Если говорить о полусинтетической автохимии, которая является неким гибридом, то данное ее свойство лучше, чем у минеральной смазки. К тому же полусинтетики стоят дешевле, чем синтетическое масло.

Читать статью  RVR-Club - Форум

В целом, при выборе продукта нужно учитывать:

  • финансовые затраты на покупку;
  • стоимость замены смазочного материала;
  • пробег автомобиля.

Возможность сохранения конструкции трансмиссии зависит от типа автомобиля и желания его владельца, поэтому определенной формулы для выбора масла не существует.

Трансмиссионное масло для АКПП – ТОП-10 лучших составов

Описание и характеристики наиболее качественных масел для АКПП: топ-10 лучших составов, их особенности, нюансы применения. Видео о тесте трансмиссионных масел.

Среди великого разнообразия трансмиссионных масел есть и такие, которые предназначены для автомобилей именно с автоматической коробкой передач. Подобные средства легко узнать по аббревиатуре «ATF» на маркировке. Основное их отличие от аналогов – меньшая вязкость. Конечно, в продаже есть и универсальные лубриканты для разных типов КПП, но заливать в «автомат» лучше смазку, выпускаемую непосредственно для него. А вот какую именно – об этом далее.

Синтетические трансмиссионные масла для АКПП

1. ZIC ATF multi LF

ZIC ATF multi LF

Это масло от южнокорейской компании SK Lubricants подходит для большинства автомобилей с автоматической КПП. В основе состава лежит собственный базовый лубрикант производителя, именуемый Yubase.

Средство недорогое и качественное, к тому же почти не подвергающееся подделкам. Оно характеризуется стабильной вязкостью, способствует экономии топлива и бесперебойной работе узлов трансмиссии. Даже при температуре в -51 градус масло сохраняет свою текучесть, что говорит о хорошей прокачиваемости состава стоимостью от 492 руб. за литр.

Преимущества:

  • обеспечение плавного переключения передач;
  • уменьшение рывков;
  • снижение шума от работы АКПП.

Однако на эффект от применения этого масла существенно влияет качество топлива.

2. Idemitsu ATF

Трансмиссионный состав от японского производителя, применимый почти к любому автомобилю с автоматической коробкой передач. Это масло придаёт мягкость и чёткость процессу переключения скоростей даже при езде с обилием остановок и стартов или по бездорожью.

Также отличительной чертой Idemitsu ATF является его пониженное пенообразование. Масло не разрушает уплотнители, следовательно, риск протечек сводится к минимуму.

Преимущества:

  • всесезонность;
  • сохранность свойств при повышенных нагрузках и температурах;
  • застывает при температуре -50 градусов;
  • демократичная цена – от 515 руб. за литр.

Стоит отметить, что хотя производитель и указывает на совместимость Idemitsu ATF с жидкостью Nissan Matic Fluid S, на форумах некоторые автолюбители подвергают этот вывод серьёзным сомнениям.

3. Liqui Moly Top Tec ATF 1800

Liqui Moly Top Tec ATF 1800

Это маловязкое масло, выпускаемое немецкой компанией Liqui Moly, прошло испытание на автомобилях азиатских и американских производителей. Состав достаточно хорошо оберегает мосты и КПП, вместе с тем предотвращая преждевременный износ и повреждение элементов трансмиссии.

Средство Top Tec ATF 1800 по цене от 689 руб. за литр эффективно противодействует коррозии и защищает детали даже при экстремальных условиях их работы. Кстати, в 2020 году компания Liqui Moly получила статус официального спонсора гонок Формула-1 на три года.

Преимущества:

  • очистка деталей;
  • экономия топлива;
  • стабильная вязкость;
  • оперативное впрыскивание.

Однако в отзывах автолюбители нарекают на завышенную стоимость этого масла.

4. ELF Renaultmatic D3 Syn

В названии этого состава, цена на который начинается от 545 руб. за литр, отсутствует сочетание «ATF», но надпись на этикетке «Automatic Gearbox Oil» указывает на то, что предназначено оно именно для автоматической трансмиссии. Если быть точнее – для АКПП DPO автомобилей Renault.

Выпускаемый в Бельгии лубрикант специально адаптирован для муфт, прокладок и прочих элементов, присущих этому типу передачи. Масло, обладающее высокими стабильностью и вязкостью, равномерно смазывает детали трансмиссии, препятствуя их износу и корродированию, а также эффективно снижая коэффициент трения.

Преимущества:

  • низкая температура замерзания;
  • облегчает запуск двигателя в зимний период;
  • экономит топливо.

Однако лубрикант Renaultmatic D3 Syn не совместим с КПП старого выпуска типа MB, AD4, AR4 и AD8, которыми ранее оснащались автомобили Renault.

Полусинтетические трансмиссионные масла для АКПП

1. Mobil ATF 320

Mobil ATF 320

Это высокоэффективное масло от американского производителя предназначено для автоматических трансмиссий как грузовых, так и легковых авто. Кроме того, оно подойдёт гидроусилителю руля и прочей гидравлике машины.

Mobil ATF 320 способно обеспечить плавную работу коробки передач и в жару, и в холод. Причём, состав с ценником от 425 руб. за литр надёжно защищает ключевые элементы трансмиссии, вместе с тем улучшая их эксплуатационные свойства.

Преимущества:

  • защита деталей от износа;
  • продолжительный срок службы;
  • хорошая прокачиваемость;
  • оптимальная текучесть.

Как отмечают пользователи, взять задёшево это масло не получится, но оно того стоит.

2. Ravenol ATF MM SP-III Fluid

Трансмиссионное масло немецкого производства, пришедшее на смену жидкостям предыдущих поколений линейки – SP и SP-II. Этот полусинтетический состав предназначен для АКПП автомобилей Mitsubishi, Hyundai и Kia.

Изготавливается лубрикант на основе гидрокрекингового базового масла, с добавлением полиальфаолефинов и специального набора присадок. В итоге получается продукт с ценником от 540 руб. за литр и прекрасными смазывающими свойствами, не теряющимися даже на зимнем холоде.

Преимущества:

  • стабильно высокая вязкость;
  • низкая температура застывания;
  • высокая устойчивость к окислению;
  • противодействие износу, коррозии и пенообразованию;
  • нейтральное отношение к уплотнительным материалам и цветным металлам.
Читать статью  Гидротрансформатор АКПП: признаки неисправности, ремонт, блокировка, симптомы полного выхода из строя, как проверить

К недостаткам этого масла косвенно можно отнести большое количество подделок, касающихся лубрикантов серии SP бренда Ravenol.

3. Лукойл ATF

Лукойл ATF

Кто-то из автолюбителей может удивиться, обнаружив масло Лукойл в этом рейтинге. И напрасно. Состав действительно хороший и недорогой – от 276 руб. за литр.

Метка ATF говорит о том, что средство предназначено для автоматических коробок передач. Это одно из самых дешёвых всесезонных масел, выпускаемых для автомобилей, работающих в экстремальных условиях. Причём, производитель позаботился о надёжной защите состава от подделок.

Преимущества:

  • подходит и для ГУР, и для АКПП;
  • имеет множество допусков;
  • не теряет своих свойств на холоде.
  • пенится;
  • автолюбители в отзывах не советуют заливать этот состав в коробку японских машин.

4. Hyundai ATF SP-III

И этот состав оказался в рейтинге вполне заслуженно, хотя бы за счёт прекрасной устойчивости к окислению. Южнокорейский производитель предлагает покупателям по-настоящему высококачественное масло для автоматических КПП.

Продукт, цена литра которого начинается от 500 руб., ориентирован в основном на автомобили от компаний Hyundai и Kia. Так что экспериментировать с применением этого масла в машинах других брендов не стоит.

Преимущества:

  • как отмечают пользователи, это тот редкий случай, когда оригинал дешевле аналогов;
  • обеспечивает плавное переключение скоростей в широком диапазоне температур;
  • хорошая совместимость с большинством деталей из металлов и эластомеров.

Единственная обнаруженная проблема этого масла заключается в довольно ограниченном перечне брендов автомобилей, для которых оно подходит.

Минеральные трансмиссионные масла для АКПП

1. Mazda ATF M-V

Mazda ATF M-V

Это оригинальное масло подойдёт для АКПП таких автомобилей, как Mazda CX-5 или Mazda 6, обладающих двигателем Skyaktiv. Можно, конечно, найти трансмиссионный состав подешевле, но по отзывам автолюбителей, коробки передач некоторых моделей, собранных японским автопроизводителем, не слишком приветствуют альтернативу. Например, переключение скоростей вдруг начинает сопровождаться рывками.

С другой стороны, замена масла в АКПП автомобиля Mazda – не такая уж и частая процедура, и опять же, судя по отзывам, экономия за счёт использования «неоригинала» будет не столь существенна. Особенно, если меняется только часть трансмиссионной жидкости.

Преимущества:

  • высокое качество;
  • одобрено автопроизводителем Mazda;
  • можно использовать в ГУР.
  • отсутствие в продаже упаковок ёмкостью в 4 литра с этим средством;
  • хоть это и оригинал, но 1060 руб. за литр для минерального масла дороговато.

2. ENEOS ATF III

Название бренда, под которым выпускается это минеральное масло, представляет собой компиляцию из выражения «ene» – производного от «energy», что с английского переводится как «энергия», и слова «neos», переводимого с греческого как «молодой». Таким образом, ENEOS означает «энергия молодости».

Ну, а ENEOS ATF III – это высококачественный всесезонный состав, предназначенный для автоматических КПП, в том числе обладающих антипробуксировочной блокировкой. Лубрикант от японского производителя соответствует самым последним требованиям стандарта Dexron, введённого в своё время компанией General Motors.

Тщательно подобранный базовый компонент и специальные добавки обеспечивают продукту нужную вязкость и в зной, и в холод. Кроме того, ATF III характеризуется высокой химической стабильностью, а также великолепным противодействием коррозии и трению. Возможно, «скромно красующийся» на ёмкости слоган «Масло № 1 в Японии» не так уж и далёк от истины.

Преимущества:

  • по словам пользователей, отличное масло в железной канистре;
  • хорошее соотношение цены и качества;
  • хоть масло и предназначено для АКПП, некоторые автолюбители рекомендуют применять его и для «механики».
  • объём масла в таре – не литр, а 0,94 л;
  • цена за такую канистру приличная – от 450 рублей;
  • при опрокидывании набок распакованной ёмкости масло может вытекать.

Заключение

Производители легковых автомобилей постепенно отказываются от механических коробок передач в пользу «автоматов», нуждающихся, в свою очередь, в специальных трансмиссионных маслах. В настоящее время на рынке представлено множество ATF-составов, с различными допусками, свойствами, да и ценами тоже. Выбор лубриканта для АКПП порой становится непростой задачей, ключом к решению которой и может послужить приведённый рейтинг.

Видео о тесте трансмиссионных масел:

Описание и характеристики наиболее качественных масел для АКПП: топ-10 лучших составов, их особенности, нюансы применения. Видео о тесте трансмиссионных масел.

Подводные камни в выборе масел для коробок передач в грузовиках

В чем отличие трансмиссионных грузовых масел от ATF. Почему нельзя применять масло классом выше, где прописан класс ниже.

Статья будет полезна и интересна владельцам грузовиков, а так же поставщикам масел в автопарки. Как оптимально подобрать масло в коробку и в мосты большегрузного транспорта, чтобы не вызвать коррозию шестерен и последующий ремонт коробки.

Liqui Moly масла и ATF

Масла и жидкости ATF — в чем отличие

Для начала рассмотрим 2 группы: трансмиссионные масла и ATF (жидкости для автоматических коробок передач) — в чем отличие, назначение. Почему одна группа относится к маслам, а другая к жидкостям?!

Масло liqui moly грузовое SAE 75w90

— Все расходные материалы, основная направленность которых смазывать и защищать от износа называются маслами.

— Автоматериалы, предназначенные для передачи энергии – это жидкости (ATF).

Если говорить о маслах, то первостепенное назначение этого продукта — защита зубчатых передач и смазывание подшипников и т.д.

Читать статью  Какая АКПП самая надежная и лучшая, рейтинг автоматических коробок

Если мы говорим о ATF, см. то в первую очередь данная жидкость выполняет функцию передачи потока мощности в гидротрансформаторе – первый узел между двигателем и коробкой передач.

Во-вторых: защита от износа.

Всё, что передает усилие, энергию, тепло – это жидкости.

Жидкость ATF обеспечивает качественную передачи крутящего момента в гидротрансформаторе, качественную работу по пакетам фрикционов при переключении передач, для правильного формирования той или иной передачи в коробке, при этом, чтобы не было сильных рывков, ударов или провалов и задержек.

Ассортимент масел в редуктора и коробки. Что такое API GL

Теперь подробнее рассмотрим ассортимент трансмиссионных масел для грузовых автомобилей.

Данные масла отличаются от легкового сегмента.

Во – первых у грузовых авто немного другие условия эксплуатации. У грузовиков, например, частота вращения шестерен в зубчатых передачах в среднем ниже, но нагрузки на шестерни выше – то есть трансмиссионные масла для грузовиков рассчитаны на большую нагрузку при меньшей скорости.

Во-вторых, отличается металлургия коробок передач, если брать материалы синхронизаторов, то в грузовиках медные сплавы встречаются реже, чем в легковых авто. В большегрузном транспорте встречаются такие металлы как молибден, керамика в качестве блокирующих колец синхронизатора.

Поэтому требования к грузовым маслам будут отличаться от легковых.

Итак, базовые требования:

  1. API : GL -3, GL – 4, GL-5

Класс Gl-3 обеспечивает умеренные защитные свойства от износа, от трения, класс Gl-5 – максимальные.

Многие задают вопрос: “Почему нельзя заливать, например, масло с классом Gl-5, в коробку, где требуется класс 3?”

Связано это с тем, что кол-во противозадирных присадок намного выше, чем в моторных, и как следствие, за счет высокого содержания в маслах GL-5 сернистых и фосфорных присадок, они будут обладать повышенной агрессивностью к цветным металлам, таки как молибден, и может вызывать коррозию. Поэтому необходимо тщательно выбирать масло под трансмиссию, во избежание серьезных проблем.

Была такая история с вазовским маслом класса API GL-5 – первое масло такого класса, появившимся в нашей стране. Обладатели отечественных машин как Волга, Газ, Москвич и .др. авто годов выпуска 80-х, применив в мосты, в коробку самое классное, дорогое, дефицитное масло получали вдруг, вместо их защиты обратную ситуацию: за короткий промежуток времени на поверхности шестерне главной передачи появлялись очаги, похожие на усталостный износ. Впоследствии редуктор накрывался.

“Как так?” – задавались все вопросом – “Ведь масло дорогое, повышенного класса, продвинутое!”.

Для того, чтобы хорошо работать с маслами класса 5 нужно шестерни подвергнуть химико-термической – фосфотации. Без этого шестерни не будут работать корректно с гипоидными маслами. В районе контакта, где возникает повышенная температура и высокое давление, могут появляться очаги коррозии.

Универсальные масла в редуктора TDL

Впоследствии производители задумались о получении универсальных масел, которые при равных условиях будут обладать противозадирными свойствами старшего класса, но агрессивностью с цветным металлом на уровне младшего класса. Так появились масла дробных спецификаций, к примеру:

  1. GL 4/5 (TDL) — масла для всех агрегатов трансмиссий.
  2. GL 3+ (противозадирные свойства на уровне GL – 4, но при этом можно применять в том числе в роботизированных коробках передач, с очень капризными синхронизаторами.

Владельцы большегрузов борются за каждый литр экономии топлива, поэтому требования к трансмиссионным маслам у производителей коробок передач очень высоки. А экономит топливо более быстрое переключение передач.

Кстати, чтобы механики не ломали голову, что куда заливать – были создан один сорт смазочных материалов класса GL 4/5 (TDL) для применения как в коробке передач, так и в редукторах заднего моста.

Правда, сейчас, если рассматривать материалы для магистральных авто, приходится возвращаться обратно к специализации масел. Узкоспециализированный класс масел для коробок передач позволяют обеспечить больший интервал пробега от замены до замены. Соответственно сократится простой техники, визиты в сервис, что скажется на выгоде перевозчика.

Здесь всё зависит от режима эксплуатации техники. Часть потребителей предпочитают универсальные масла, а часть именно узкоспециализированные.

Если взглянуть на рынок трансмиссионных масел, наблюдается интересная картина, те производители, которые нацелены на основные продажи в плане магистральных перевозок с максимальными интервалами замены, где машины работают на дальних линиях, любо наоборот грузовики подвержены серьезным перегрузкам – нацелены на узкоспециализированные смазочные материалы.

Магистральный грузовик

А там, где особенно не сэкономить, например, на машинах, нацеленных на пригородные перевозки, где постоянно смешанный режим движения, то пробки, то загородные трассы, то город – владельцы автопарков отдают предпочтение универсальным маслам, дабы избежать путаницы. К примеру, если в коробке требуется класс Gl-4, а в мостах Gl-5, можно применять GL 4/5 (TDL).

Если посмотреть на эту теорию, у грузовиков подводных камней по смазочным материалам, больше чем у легкового авто. Выбор, какое масло подойдет к конкретному грузовику намного сложнее. Поэтому необходимо пользоваться спец. подбором для правильного выбора.

Источник https://maslomotors.ru/vidy/transmissionnye/dlya-gruzovikov-mineralnoe-sinteticheskoe.html

Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/5202-transmissionnoe-maslo-dlya-akpp-top-10-luchshih-sostavov.html

Источник https://www.moly-shop.ru/blog/masla-dlya-korobok-peredach-v-gruzovikah

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: