«Автоошибки» родителей или как уберечь детей в машине
Безопасность детей во время поездок на машине — главная задача для взрослых. От внезапных резких маневров на дороге не застрахованы даже самые аккуратные и законопослушные водители. Как обеспечить надежную защиту ребёнку? Какую конструкцию выбрать для перевозки детей в машине, и существуют ли среди них безопасные, выясняет MedAboutMe.
О пользе чтения
Правила и законы существуют для того, чтобы люди знали, как вести себя в различных ситуациях. Выполнение их особенно важно, если речь идет о безопасности на дорогах. Правда, для того, чтобы соблюдать законы, следует их для начала прочесть.
Единообразные правила движения для пользователей автотрасс прописаны в Венской конвенции «О дорожном движении» и дополнены сводом локальных (национальных) законов и правил, действующих на территории каждой страны мира.
Казалось бы, чего проще: прочитали закон, знаете основные положения — выполняйте и будет вам счастье. Однако в сводках ГИБДД с завидной регулярностью появляются данные о вопиющих случаях пренебрежения водителей к общеизвестным правилам.
Согласно статистике, на российских дорогах в результате ДТП (дорожно-транспортное происшествие) гибнут десятки тысяч человек. Треть из них — дети. Возникает закономерный вопрос: умеют ли читать автоводители и знают ли взрослые, что обеспечение безопасности ребёнка — не только их личное дело?
Опасности общественных мест: как оставаться активным и не заражаться?
Родители, вы любите своих детей?
Вот кто бы сомневался в том, что родители по определению должны любить своих детей и заботиться о них. Таская всюду за собой ребёнка в машине, некоторые «авто-родители» демонстрируют все, что угодно, кроме соблюдения элементарных правил защиты детей во время движения на дороге.
Вот лишь самые громкие случаи, получившие особую известность, благодаря видео из сети.
Ребёнок выпал из машины на дорогу во время резкого поворота автомобиля.
Двое детей выпали из багажника машины на оживленной трассе.
Выпадением ребёнка буквально под колеса других машин закончился проезд иномарки с одной улицы на другую.
Во всех случаях лихачи-водители уезжали с места «потери» пассажиров, не заметив произошедшего. Ну, как же можно так не следить за своими детьми? Что было бы с ними, окажись в машинах, ехавших за беспечными родителями, такие же «специалисты по вождению»? Горе-водители, конечно, возвращались за своими чадами, но факт остается фактом.
Красно-синий цвет запрещающего стоянку знака сложно не заметить, но отдельным водителям и это нипочем.
Инспектор ДПС, обратив внимание на автомобиль, припаркованный в неположенном месте, явно не предполагал, с каким разгильдяйством он столкнется. Мало того, что были нарушены правила парковки возле ТЦ и опущено заднее стекло машины, но внутри пустой легковушки на заднем сидении в одиночестве лежал в люльке малыш. Еще полчаса медработник, инспектор и сочувствующие очевидцы ждали появления родителей. Однако те неподдельно удивились возникшему ажиотажу. Тот факт, что младенец находился 30 минут на солнце в закрытой машине горе-родителей не волновал.
Родителям следует знать, что новые правила запрещают оставлять в машине детей до 7 лет на стоянке, если взрослые отсутствуют. Когда речь идет об остановке, а взрослые отсутствуют не более 5 минут, то это не считается нарушением правил.
Инспекторы, при выяснении обстоятельств выпадения детей из родительских машин, отметили, что детей перевозили без каких бы то ни было удерживающих устройств, что является прямым нарушением правил передвижения по дороге. Сумма штрафа за подобные вольности на трассе в 3000 рублей, вероятно, не важна для автовладельцев. Однако спросить у них, все же, хочется: родители, а вы своих детей любите?
А что на Западе?
В европейских странах требования к перевозке детей жесткие: машина должна быть оснащена специальными детскими устройствами, обеспечивающими безопасность.
В США мамочку просто не выпишут из роддома, если в машине нет автолюльки. В некоторых странах удерживающее устройство дадут напрокат при выписке. В противном случае — штраф от $500.
Однако это не предотвращает дорожных аварий. Каждые 33 секунды в Соединенных Штатах случаются происшествия на дорогах с участием детей.
Хуже того, более трети детей, которые погибли в авариях, перевозились в авто без каких либо удерживающих устройств. Для того чтобы помочь родителям заботиться о своих детях и получать квалифицированную помощь обо всех специальных устройствах для перевозки детей, была создана национальная программа Safe Kids Worldwide.
Лорри Уокер, менеджер по обучению и технический советник по безопасности пассажиров программы Safe Kids
Бенджамин Франклин однажды сказал: «Унция предосторожности стоит фунта лечения». Сегодня это звучит как никогда актуально.
Я принимаю участие в программе Safe Kids с начала 1990-х годов. Наша программа — способ решения проблем для родителей.
Дело в том, законы, касающиеся правил перевозки детей и установки автокресел и бустеров, создаются в каждом штате США по-разному. Это вносит путаницу и неразбериху среди тех, кто часто путешествует между штатами. Мы предоставляем им экспертные рекомендации по защите детей во время перевозки в автомобилях на каждом этапе и в любом возрасте.
Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся в США и за ее пределами — это пренебрежение удерживающими средствами.
Ведь это же очевидно: автокресла для детей младшего возраста и ремни безопасности для подростков и взрослых всех возрастов — лучшая защита от невнимательных или плохих водителей. Удивительно ежегодно видеть людей, которые продолжают ездить без удерживающих устройств. Простое закрепление ремня безопасности — абсолютно бесплатное действие, но оно спасает жизнь в случае аварии.
Многих неприятностей можно было бы избежать, будь в машине ремень безопасности или детское автомобильное сиденье.
Родители часто опасаются похищений детей, но не стоит забывать об опасности их неправильной транспортировки. Забота о ребёнке заключается и в этом. Почти всегда дешевле и легче предотвратить трагедию, чем жить с ее последствиями.
Страшнее, чем теракты или как выжить на дорогах
Психологи давно не советуют начинать день с утренних новостей, пестрящих подробностями терактов и природных катаклизмов, но обращать внимание на статистику о происходящих ДТП стоит.
Сухая формулировка «событие, приведшее к увечью или смерти людей» означает горе и слезы для всех участников движении на дороге. За бесстрастными цифрами — люди: пассажиры, пешеходы, водители.
По официальным данным с 1 по 20 сентября текущего года вследствие аварий на дорогах погиб 41 ребёнок, ранены — 1254.
Потери страшнее, чем после террористических актов, но только виновниками ранений и гибели детей становятся не «смертники-фанатики», а зачастую собственные родители.
Инспекторы дорожной службы называют основные причины аварий на дорогах:
- небрежность вождения;
- беспрецедентные нарушения действующих правил движения на автодорогах;
- алкогольное и наркотическое опьянение водителя;
- нарушение допустимых норм скорости движения транспорта;
- отвлекающие моменты: курение, разговоры, еда, попытка сделать селфи;
- плохие погодные условия.
Чаще всего дети страдают из-за преступной халатности взрослых:
- отсутствие автокресла или бустера для ребёнка;
- «забывчивость» о ремнях безопасности;
- опасная тактика родителей «освобождения» ребёнка из автокресла при выезде из города на трассу;
- не заблокированные двери.
Как избежать внезапного «десантирования» детей из машины? Выполнять законы, регулирующие движение на дорогах.
Хорошо сидим?
Увидеть выпускной танец или вручение диплома своего ребёнка, очевидно, хотят все родители. В таком случае, постарайтесь, чтобы чадо благополучно «доехало» до этих радостных событий.
Существующие законы четко определяют виды удерживающих ребёнка устройств и правила их эксплуатации, поэтому соблюдение правил перевозки сохранит жизнь и здоровье ребёнка.
Что обязаны знать все родители, имеющие автотранспорт?
Удерживающие средства должны отвечать определенными требованиям:
- безопасность (ребёнок не должен пострадать при резком торможении или маневрировании в случае аварийной ситуации);
- комфорт (беспокойный малыш отвлекает водителя);
- соответствие европейским стандартам.
Модели автокресел и кроваток создаются с учетом возрастных особенностей, бывают пяти категорий и рассчитаны на вес детей от 0 до 36 кг.
Чего не следует делать при покупке специального устройства для комфортного передвижения с детьми в автомобиле:
- включать «режим экономии» и покупать изделия китайских умельцев (слишком много прецедентов с неисправными «китайцами» во время ДТП);
- спешить с «выгодной» покупкой подержанных автокресел (в любом случае тщательно проверьте предложенное устройство, чтобы не пропустить брак или неисправность);
- покупать вещь наобум, не зная точный вес малыша (знание облегчает выбор);
- безответственно относиться к наличию регулировок (неправильно настроенное устройство будет неудобным, а дитя — нервным).
Покупая автокресло, родители лишь частично обеспечивают надежность ребёнку в автомобиле.
Данные ВОЗ свидетельствуют:
- почти 50% несовершеннолетних детей неправильно пристегнуты при переездах в автомобиле;
- почти 40% родителей не понимают, как правильно установить кресло, когда есть подушка безопасности;
- почти 6% взрослых не имеют понятия, как установить кресло в машине.
Помните! Штраф за неправильную установку удерживающей конструкции никто не отменил.
Как перевозить «бесценный груз»
Июльские новшества в ПДД не обсуждал только ленивый. Главное для авто-родителей — ужесточение коснулось обеспечения безопасности детей во время поездки в автомобиле.
Согласно поправкам, нельзя перевозить детей в автотранспортных средствах, где нет УДД соответственно их возрасту. К тому же, система обязана соответствовать параметрам, определенным Техрегламентом Таможенного союза.
Формулировка об «иных удерживающих средствах» в поправках отсутствует.
Соответственно нововведениям в ПДД в 2017 году водитель обязан сделать определенные действия по организации наибольшей безопасности пассажиров в пути. Так, малыши должны находиться или в салоне автотранспорта, или если это грузовик, то в кабине авто. Надо учитывать конструкцию автосредства при перевозке, поэтому решительно запрещено нахождение в прицепе или кузове.
Транспортировка впереди дозволена только при применении особого удерживающего приспособления (автолюльки или автокресла), отвечающего ГОСТУ, предусмотренное и подобранное специально по росту и весу. Это правило действует, если ребёнку нет 12 лет. В тоже время, сзади данное устройство необходимо до 7 лет. Если малышу больше 7 лет, то возможно разместить его как в автокресле, так и закрепить ремнями безопасности на сиденье.
В случае, если вы берете в дорогу очень маленьких детей, есть ряд особенностей. Закон указывает на применение автолюльки на задних креслах в этом случае. Автолюлька закрепляется ремнями безопасности в транспортном средстве. Приспособление должно быть установлено перпендикулярно ходу движения автомобиля. В люльке малыш пристегивается ремнями, находящимися внутри устройства, они способствуют безопасности. Так допустима транспортировка детей до 6-ти месяцев.
До настоящего года требование о специальном приспособлении было прописано исключительно для переднего сиденья, на заднем ряде возможно было применить и иные механизмы при помощи, которых можно было пристегнуть детей с использованием ремней безопасности.
Из роддома домой
Радостное событие — появление нового человека — потребует транспортировки мамы и малыша домой из больницы. Типичная ошибка многих родителей — перевозка новорожденных без автолюльки. На «ручках» у мамы безопасно, слов нет, но только дома.
Для грудных детей требуется специальная автолюлька. Она должна быть сертифицирована и получить хорошую оценку при проверке на независимых краш-тестах.
Не экономьте на детях.
Категорически запрещено перевозить младенцев в «корзине» от обычной коляски. Не пытайтесь перевезти грудничка в кресле для детей весом более 9 кг. За это нарушение полагается штраф.
Размик Кешишян, руководитель отдела восстановительного лечения и реабилитации НИИ неотложной детской хирургии и травматологии
Те, кто думает, что везти ребёнка «на ручках» безопасно, глубоко заблуждаются. Родители очень рискуют в этом случае. Во время аварии удержать малыша на руках будет невозможно. Голова новорожденного относительно туловища больше, и любой кивок вперед может закончиться переломом шейных позвонков.
Наиболее часто мы могли бы отметить черепно-мозговую травму. Она определяет во многом исход лечения этих детей. Они часто становятся инвалидами. Если ребёнок небольшой, рекомендуется использовать для перевозки автомобильные люльки. Малыш должен полулежать под углом в 10 градусов. В этом случае нет большой нагрузки на позвоночник.
Куда исчезли «иные устройства»
Комментируя поправки в правилах, заместитель начальника Госавтоинспекции РФ Владимир Кузин отметил, что в них упоминается новый термин — «детская удерживающая система (устройство)».
Их законное использование предполагает оформление средств как сертифицированную и соответствующих техрегламенту.
Так называемые «иные» приспособления, о которых не упоминается в новых правилах дорожного движения, бывают нескольких видов:
- бескаркасное кресло с ремнями;
- надувное кресло;
- адаптер (или корректор лямок) ремня безопасности ФЭСТ.
И вот здесь начинаются квесты для родителей.
Все эти вещи предлагаются как недорогие детские удерживающие устройства-заменители автокресел известных производителей. Главная задача «иных», равно как и признанных законом автокресел — предохранить ребёнка от повреждений.
Но в инструкциях по эксплуатации подобных систем указано, что они «иные» и в сертификации, как автокресла, не нуждаются.
Что касается бустеров, то продираться сквозь «канцеляризмы» официальных документов не всем под силу, поэтому и путаницы достаточно.
Я — въедливый водитель, поэтому, прочитав новые правила, пытался выяснить: в категорию «детских удерживающих устройств» входят и автокресла, и бустеры? Правила их не делят. Для всего есть один термин. Цены же на кресла и бустеры далеко не одинаковые. Когда наш ребёнок «дорос» до 16 кг, купил бустер соответственно его весу. Надеюсь, что не оштрафуют.
Адаптером ФЭСТ не пользуюсь. Нашел инфу, что производители умудрились сертифицировать ФЭСТы как ДУУ по прежнему стандарту, но это «скользкий» момент. Практически уже не работает. Формально ФЭСТ не запрещен, но фактически адаптеры запрещены Росстандартом из-за слишком высокой вероятности травмирования в случае фронтального ДТП.
Европейцы называют их «тряпочками», не соответствующими евростандартам. «Гайцы» об этом знают и штрафуют.
Выкручиваемся, как можем, но если приходится ехать не на своей машине, то дождаться такси с двумя автокреслами нереально.
И все же, родители могут сколько угодно рассуждать о достоинствах и недостатках «подушек», «подставок» и «треугольников», но врачи в комментариях категоричны.
Так называемые «подушки», которые многие родители используют, перевозя детей, не спасают, не помогают, а лишь вредят детям.
Безусловно, они дешевле кресел и занимают гораздо меньше места. На мой взгляд, родителям стоит задуматься, нужна ли такая экономия места и денег за счет здоровья и жизни детей. Дело в том, что сидя на «подушке», ребёнок при ударе «складывается» и получает множественные сочетанные травмы, что приводит к трагическим последствиям.
Путешествия стали неотъемлемой частью современной жизни. Безопасность детей во время поездки на автомобиле зависит от взрослых. Если родители пользуются надежными устройствами и соблюдают все правила во время движения по дороге, то они могут быть уверены, что делают все возможное для безопасности своего ребёнка независимо от того, куда вы путешествуете.
Только кресло и никаких «треугольников»: что нужно знать о безопасности ребенка в машине
Ежегодно в авариях гибнет около 900 российских детей. В каждом пятом случае выясняется, что в машине нет автокресла. Родители использовали обычный ремень или удерживающие средства, которые повышают риск травм. Татьяна Буцкая, педиатр, эксперт ОНФ, председатель всероссийского общественного движения «Совет Матерей» написала для CJ материал о том, как обеспечить безопасность ребенка в машине.
В этой статье я хочу рассказать вам, как правильно выбрать автокресло и чем опасны всевозможные «треугольники», а также напомнить, как важно не оставлять ребенка в запертой машине.
Почему автокресло, а не «треугольник»?
Автокресло – это шанс выжить при ДТП. По статистике, вероятность того, что ребенок избежит смерти, увеличивается на 54 процента, если он правильно закреплен в автокресле. Риск тяжелых увечий снижается на 17 процентов, а ранений – на 15 процентов.
Казалось бы, спасительная роль автокресла очевидна. Однако некоторые родители считают его покупку слишком дорогим удовольствием. В качестве альтернативы они используют удерживающие устройства (фиксаторы, адаптеры, корректоры, «треугольники») и искренне верят, что такой защиты достаточно. Печально, но эти товары перед продажей не прошли испытаний! Их опасность стала очевидна после нескольких месяцев практики. В ДТП дети получали серьезные травмы. Чаще всего в области грудной клетки и брюшной полости. Это широко известная и общедоступная информация. Но, тем не менее, опасные фиксаторы и корректоры все равно появляются в продаже. Я уже несколько лет веду борьбу с ними. Они запрещены ПДД, однако вновь и вновь появляются на прилавках магазинов. Если вы увидите их в магазинах, сообщите об этом в социальных сетях мне или пожалуйтесь в «Росстандарт».
Какое автокресло лучше?
Принципиально важно, чтобы автокресло было качественным и надежным. Можно купить первое попавшееся, по самой низкой цене, которое позволит решить вопрос со штрафами за отсутствие автолюльки, но не гарантирует безопасности вашего чада. Берите только те автокресла, которые прошли краш-тесты на «хорошо» и «отлично». Не думайте, что они стоят дороже, чем жизнь и здоровье ребенка. Приемлемый вариант по разумной цене можно найти в итогах народной премии «Выбор родителей». В топе товаров не только самые надежные, но и самые удобные в использовании автокресла.
И еще несколько советов:
Чтобы избежать поделки, перед покупкой обязательно ознакомьтесь с сертификатом качества.
Купите автокресло накануне рождения ребенка. Свою первую в жизни поездку он должен сделать в автокресле. В Израиле, например, ребенка не выпишут до тех пор, пока родители не предъявят автолюльку. Не забудьте положить в автокресло находящийся в его комплектации мягкий вкладыш и подголовник.
Помните, что малыша нельзя надолго оставлять в автокресле. Для детей раннего возраста это чревато синдромом внезапной младенческой смерти. Он возникает из-за проблем с дыханием. Чтобы состояние ребенка находилось в норме, во время длительной поездки останавливайтесь, доставайте кроху из автолюльки и начинайте его «разминать». Подержите ребенка на руках, поносите его «столбиком» минут 10-15 и только потом снова кладите в автокресло.
Обратите внимание на правильную установку автокресла. Детей до года сажают против движения автомобиля. Шейные позвонки у них слабые, а голова — тяжелая, поэтому при столкновении нагрузка может оказаться смертельной.
Изучите инструкцию по установке автокресла. Если вы что-то сделали неправильно, вы не можете быть уверены в защите ребенка.
Поездка в такси
Вызывая такси, на котором вы собираетесь куда-то ехать с ребенком, проследите за тем, чтобы в автомобиле было установлено люлька или авторкресло по возрасту ребенка. Не садитесь в машину, если кресла нет, если водитель уверяет вас, что «ехать пять минут, можно и без кресла», если вы не уверены в том, что кресло установлено ненадежно. Обязательно сообщайте в транспортную компанию о нарушении. Откажитесь от концепции, что можно доехать без кресла. Нельзя. Да-да, даже если «пять минуточек».
«Забыли ребенка в машине»
Помимо ДТП к смерти ребенка в машине может привести забывчивость родителей. Ежегодно во всем мире гибнут сотни детей, оставленные в машине.
Такие случаи бывают и в России. Зимой дети получают обморожения, летом – становятся жертвами удушья и гипертермии, которая развивается из-за перегрева. Температура воздуха в автомобиле поднимается до 50-70 градусов. Приоткрытое окно не спасает. В течение 15-20 минут ребенок получает тепловой удар, через час-два он умирает.
Многие уверены, что забыть ребенка может только безответственный человек. Но это не так. Часто маленьких детей оставляют «потому что жалко было будить». Оставляют, несмотря на то, что закон запрещает это делать, если ребенку меньше 7 лет. Родители заходят в торговый центр на «десять минут», а выходят через два часа. Бывает, что папа или мама забывают о том, что ребенок находится в машине: приезжают на работу, а отвести по пути ребенка в детский сад или школу забывают. Не потому что они легкомысленные, а потому что находятся в цейтноте и действуют «на автомате».
Чтобы дети не гибли, в Китае и США разработали автокресла с датчиком напоминания. Он срабатывает при выключении зажигания. Громкий сигнал обращает внимание водителя на то, что автокресле находится ребенок. Такие модели стоят не дороже других, однако в России я не нашла их. Поэтому, если вы боитесь, забыть ребенка в машине, я хочу дать вам несколько советов.
Отправляясь с ребенком в дорогу, ставьте в машине детские песенки. Они вам не дадут забыть, что малыш находится в одной машине с вами.
Оставляйте на заднем сидении рядом с ребенком свою сумку. Когда вы будете выходить из машины, вы начнете ее искать и увидите рядом малыша.
Если ребенок остается в машине с родственником или близким человеком, особенно, если такое бывает редко, не поленитесь позвонить и поинтересоваться самочувствием вашего чада. Возможно, такая мелочь поможет спасти жизнь вашему ребенку.
Ремни опасности: направляющие автолямок повышают риск детских травм в ДТП
Роскачество борется с нелегальными приспособлениями для «безопасности» ребенка в автомобиле и призывает отказаться от направляющих лямок, «треугольников», адаптеров ФЭСТ.
Содержание
«Треугольники» – нелегальный товар
Согласно проведенному Роскачеством опросу, около 20% автомобилистов считают направляющие лямки, они же адаптеры «треугольник», они же ремни ФЭСТ, достойной альтернативой каркасному детскому креслу.
И если одни автомобилисты покупают «треугольник», чтобы сэкономить на полноценном детском кресле, то другие «на всякий случай» дополняют кресло направляющими лямками в надежде обеспечить дополнительную защиту ребенку. Однако на самом деле, пользуясь подобными «аксессуарами», они подвергают ребенка опасности.
Росстандарт не раз предупреждал, что такие автомобильные детские удерживающие устройства (ДУУ) небезопасны, а потому запрещены.
– «Адаптеры», «треугольники», «бескаркасные детские кресла», «корректоры лямок ремней безопасности» и т. д., согласно положениям Правил ЕЭК ООН № 44-04, классифицируются как «направляющая лямка». Сертификация и реализация их является нарушением технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Правил ЕЭК ООН № 44-04, – рассказывает начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарта Карен Тадевосян.
Как правильно перевозить ребенка в авто?
Росстандарт при поддержке ГИБДД выпустил методичку о безопасной перевозке детей, где говорится, что допустимыми удерживающими устройствами являются только каркасные детские кресла и бустеры (если речь идет о детях более старшего возраста, весом от 36 кг).
«Направляющие лямки», «бескаркасные детские кресла» и перевозка ребенка на руках небезопасны и не являются аналогами детского кресла.
Как позиционируются «треугольники» и что с ними не так?
В силу маленького роста ребенка лямки автомобильного ремня безопасности на нем лежат не так, как на взрослом человеке. Например, верхняя лямка идет не по ключице, а по шее, из-за чего в случае резкого торможения ребенок может просто задохнуться. «Треугольник» якобы перенаправляет лямки таким образом, чтобы они подходили под рост ребенка. Однако тут есть два существенных нюанса. Во-первых, недопустимо возить малыша, пристегнутого обычным ремнем безопасности (с адаптером и без), потому что ребенок должен сидеть только в каркасном автокресле, где система крепления и направления лямок продумана и протестирована на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 44-04 (для детей постарше допустим бустер). Во-вторых, испытания Росстандарта с манекеном 6-летнего ребенка, проведенные на автополигоне НАМИ, показали, что при внезапном торможении или ударе «треугольник» не только не спасает от травм, но и наносит их: из-за того, что поясная лямка подтягивается вверх, при торможении все давление приходится на область живота. И если верхняя часть тела защищена ребрами, а нижняя бедрами, то жизненно важные органы брюшной полости максимально уязвимы.
Фото с испытаний «треугольника» (из методички Росстандарта)
Несмотря на незаконность таких суррогатов детских удерживающих устройств, они широко продаются как в интернете, так и в магазинах детских товаров, на заправках, в автомобильных магазинах и супермаркетах.
– С марта 2019 года общероссийская Общественная организация поддержки материнства и детства «Совет матерей» в партнерстве с Росстандартом проводит всероссийскую акцию «Спаси ребенка», направленную на прекращение производства, продажи и использования в России суррогатов детских удерживающих устройств («корректоров лямок ремней безопасности», «адаптеров», «фиксаторов», «бескаркасных автокресел», «треугольников», «направляющих лямок» и др.). За время проведения акции выявлено более 220 продавцов таких псевдоудерживающих устройств: это онлайн- и офлайн-магазины, в которых можно приобрести «треугольники» или «бескаркасные автокресла».
Основная проблема, с которой сталкиваются волонтеры, – сложность идентификации таких продавцов и получения их регистрационных данных для последующей передачи сведений в надзорные органы для проведения проверки.
С февраля 2021 года мы открыто называем производителей и продавцов, которые в погоне за прибылью ставят под угрозу жизнь и здоровье детей.
«У нас есть сертификаты»: как запрещенный товар попадает на полки магазинов
Специалисты Роскачества нашли «треугольники» практически на всех маркетплейсах: от «Алиэкспресса» до Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркета». Продаются они и в торговых сетях: например, мы нашли такой адаптер в магазине OBI.
Мы связались с представителями площадок и получили самые разные ответы. Первое, что бросается в глаза, зачастую сертификаты продавец предоставляет не в обязательном порядке, перед тем как начать продавать товар на площадке, а по требованию.
В Wildberries сообщили, что ответственность за товар несет не площадка, а продавец.
– Вся информация о характеристиках и другая установленная законодательством РФ информация в отношении товара публикуется, изменяется исключительно продавцом, который имеет непосредственный доступ к карточке каждого товара, ему принадлежащего. Он же несет ответственность за наличие законных прав на использование товарных знаков, наличие сопроводительной документации, комплектности и за качество поставляемых товаров, – рассказали представители Wildberries.
«Яндекс.Маркет» в ответ на наше обращение запросил у продавца ДУУ ТМ «Крошка Я» сертификат. В ответ продавец сертификат прислал, сообщив, что товар никак не нарушает закон.
В OBI нам сообщили следующее:
– Детское фиксирующее устройство является любительским аксессуаром, на упаковке размещена информация по его использованию только с автокреслом и бустером, продукт не является детским удерживающим устройством. На упаковке прописано, что это детское фиксирующее устройство, и показано, как его правильно применять. Там также указано, что товар не подлежит обязательной сертификации, – рассказал представитель магазина.
Специалисты Роскачества обратили внимание на то, что покупатель интернет-магазина не может ознакомиться с упаковкой заранее и прочитать более подробную информацию об использовании.
Ozon сразу же скрыл из поиска все небезопасные ДУУ.
Однако спустя несколько недель эксперты Роскачества обнаружили на площадке новых продавцов «треугольников». При этом представители «Озона» сообщили, что запрашивают у продавцов сертификаты соответствия в начале сотрудничества и когда появляются сомнения. В случае, когда продавец не может их предоставить, сразу принимаются меры: товар изымается из продажи, рейтинг продавца (который влияет на его место в поисковой выдаче) падает. Но если представители площадки запрашивают сертификаты сразу, то как же на онлайн-полки попадают запрещенные для сертификации товары?
начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
– Большинство магазинов вообще не занимается проверкой продукции и выступает в качестве площадки: это касается как онлайн-, так и офлайн-магазинов. Поскольку такие товары запрещены ТР ТС, каждый, кто продает суррогаты ДУУ, нарушает закон.
Что касается «наличия сертификатов», то, к сожалению, сейчас существует очень много поддельных документов. Например, недавно была история. Один из органов по сертификации – в нем работали директор и всего три специалиста – за несколько дней оформил несколько тысяч сертификатов! Оформил их, сославшись на протоколы результатов испытаний одной казахской лаборатории. При этом представители данной лаборатории, случайно узнав о существовании таких сертификатов, сообщили нам, что никаких протоколов они не выдавали.
В конце концов, оформить несколько тысяч сертификатов за такой короткий срок просто физически невозможно, ведь, прежде чем легально сертифицировать продукцию, нужно ее проверить, побывать на производстве и т. д. То есть все эти сертификаты были выданы незаконно. Разумеется, этот орган по сертификации был закрыт.
Или вот случай, как на бескаркасные детские кресла было представлено аж два сертификата. Первый – чистая подделка, второй – просто оформлен на другое ДУУ. Сейчас этим вопросом занимаются правоохранительные органы.
Поэтому бороться нужно не только с суррогатами ДУУ, но и с сертифицирующими органами, выдающими сертификаты нелегально! Росаккредитация в прошлом году прекратила работу около 200 органов по сертификации. Рассматривается и другая мера: на каждого специалиста по сертификации будет выделяться определенная квота, то есть он сможет выдавать ограниченное количество сертификатов за определенный промежуток времени. Таким образом, он никак не сможет внести в базу тысячи сертификатов за сутки.
В Роскачестве изучили сертификат, предоставленный крупным маркетплейсом.
В документе указано, что сертификат выдало ООО «Международный центр сертификации», находящееся в Ереване. Также указано, что сертификат выдан на детское удерживающее устройство. В качестве владельца сертификата указан предприниматель из Димитровграда. На сертификате есть единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Евразийского экономического союза.
Вся продукция, выпущенная в течение срока действия сертификата, является легальной (при условии легальности сертификата), даже если срок действия самого документа истек.
Карен Тадевосян поясняет, что действие техрегламента распространяется на всю территорию Таможенного союза, включая Армению.
И поскольку сертификация «треугольников» как ДУУ на территории Таможенного союза запрещена, то остается две версии: либо сертификат выдан незаконно, либо он выдан на другое устройство.
«Треугольник» – лишь дополнительный аксессуар?
Что касается дополнения направляющей лямкой каркасного детского кресла, то ему она не нужна и будет также повышать риски травм органов брюшной полости.
– Есть правила, которые устанавливаются на уровне всего Таможенного союза. Не нужно ничего добавлять от себя и уверять, что это безопасно, если это не прошло тестов и оценки соответствия требованиям безопасности, – говорит Карен Тадевосян.
И еще: заявления, что это «всего лишь аксессуар, не подлежащий обязательной сертификации», тоже ложные сведения. Как минимум все детские товары должны соответствовать ТР ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей». Контроль за этим регламентом осуществляет Роспотребнадзор.
Росстандарт выпустил официальное письмо, в котором говорится, что как бы производители ни назвали суррогаты ДУУ (декоративным элементом/аксессуаром и др.), их все равно будут рассматривать как нелегальные устройства для автоперевозки детей.
На упаковке одного из «треугольников» указано, что его можно использовать только с автокреслом.
Продаются ли суррогаты ДУУ за границей?
Мы нашли направляющие лямки на Amazon, eBay, американском Walmart.
На Amazon «треугольники» позиционируются как безопасные
Исследования британской потребительской организации Which?, которая, как и Роскачество, входит в Международную ассамблею организаций потребительских испытаний (ICRT), показали, что подобное псевдоудерживающее устройство может быть небезопасно.
– Используя «треугольник», вы перемещаете ремень безопасности в положение, из-за которого в случае ДТП может пострадать мягкая и чувствительная область живота, – отметили в организации.
В потребительской организации Нидерландов Consumentenbond Роскачеству рассказали, что для безопасной перевозки детей необходимо наличие детской удерживающей системы, соответствующей европейским стандартам UN-R44 или UN-R129: согласно им, использование «треугольников» и других «направляющих лямок» запрещено.
Направляющие лямки были предметом горячих споров на прошедшей Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Производитель защищал свой продукт и настаивал на его безопасности, показывая результаты многих тестов с использованием манекена. При этом он обошел вопрос одного из обязательных пунктов правил, согласно которому ремень должен распределить давление на кости таза и не должен проходить в области живота.
Зарубежные организации отметили, что они рекомендуют потребителям отказываться от небезопасных направляющих лямок, но мер по очистке рынка от суррогатов ДУУ пока не принимается.
Почему очистить рынок от опасных ДУУ не так просто?
Если фальшивых сертификатов можно выпустить в объеме несколько тысяч в день, то процедура отзыва подразумевает проверку каждого сертификата в ручном режиме. Это очень долго.
Получается, что мошеннический путь довольно быстрый, а вот официальная процедура по установлению, что товар не соответствует техрегламенту, и отзыву его с рынка очень затяжная: нужно направить требования на проверку производителю и в орган по сертификации, при необходимости провести проверку. Сейчас появился новый инструмент: органы по надзору вправе самостоятельно отменить сертификат или декларацию о соответствии. Однако это также занимает определенное время, и к данному вопросу надо подходить очень тщательно и выверенно, чтобы не ущемить права добросовестных предпринимателей.
– Борьба с суррогатами ДУУ похожа на борьбу с мифической гидрой: отрубаешь ей голову, на ее месте вырастает пять новых. Другими словами, то, что мы добьемся снятия с продажи «треугольников» конкретной марки, не гарантирует, что на их место не придет аналогичный товар, – продолжает Карен Тадевосян. – Особенно это заметно в больших сетях. С маленькими магазинчиками проще: один раз оштрафуешь предпринимателя, и он с большей вероятностью прекратит продажу таких устройств, а с крупными сетями сотрудничает огромное количество сменяющих друг друга поставщиков – и каждый раз все заново.
Но пока потенциальная прибыль, видимо, превышает потенциальные риски, поэтому рынок небезопасных ДУУ по-прежнему процветает. Бороться одними запретительными мерами довольно сложно.
– Например, мы можем запретить продавцу реализовать товар, зарегистрированный под названием «Адаптер», выписать штраф. Это не гарантия того, что завтра не появится компания, которая производит «Адаптер плюс» или «Адаптер минус». Запретили продавать «треугольники»? В следующий раз могут появиться «треугольнички», – поясняет Карен Тадевосян.
И даже если в России удастся свести к минимуму практику незаконной выдачи сертификатов, есть опасность, что производители такой продукции пойдут получать сертификаты в других странах Евразийского экономического (Таможенного) союза, где не ведется такая активная борьба с суррогатами ДУУ. Поэтому особое внимание уделяется взаимодействию с органами надзора государств – членов ЕАЭС в целях внедрения единообразной надзорной практики.
Еще одна жесткая мера в этом направлении – штрафы. Сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф 3000 рублей за перевозку ребенка, пристегнутого одним лишь «треугольником», ведь на языке закона это равно отсутствию детского удерживающего устройства (потому что по закону «треугольники» не являются ДУУ). А ведь на эти деньги можно купить детское кресло.
Поэтому наравне с запретительными мерами важно прививать культуру безопасных детских автоперевозок автомобилистам, информировать население о том, как правильно перевозить ребенка в автомобиле.
Для этого всем автомобилистам рекомендуется ознакомиться с методичкой Росстандарта. Некоторые выжимки из нее мы приводили ЗДЕСЬ.
Росстандартом уделяется особое внимание взаимодействию с ГИБДД в вопросах профилактики небезопасной перевозки детей в автомобилях среди водителей, в том числе с использованием методички по безопасной перевозке детей. «Совет матерей» регулярно передает в Росстандарт сведения о продаже нелегальных ДУУ. Роскачество принимает активное участие в распространении информации о небезопасных удерживающих устройствах и разрабатывает программу по очищению рынка от «ремней опасности».
Роскачество призывает автомобилистов не покупать направляющие лямки и бескаркасные детские кресла: они небезопасны при использовании как по отдельности, так и вместе с детским креслом!
– Анализируя поступающую информацию, активисты «Совета матерей» пришли к выводу, что основная причина, по которой детей в автомобиле продолжают пристегивать опасными «треугольниками» или перевозить в бескаркасных автокреслах, – незнание родителей о том, что в случае ДТП ребенок может травмироваться вплоть до смертельного исхода! Максимально защитить своего ребенка во время поездки на автомобиле можно, только используя сертифицированное детское удерживающее устройство, соответствующее его весу и росту, – рассказывает Татьяна Буцкая.
Проверить подлинность (выданного в России) сертификата детского кресла можно ЗДЕСЬ.
Совместно с Росстандартом и «Советом матерей» Роскачество принимает активное участие в распространении информации о небезопасных удерживающих устройствах для детей.
Источник https://medaboutme.ru/articles/avtooshibki_roditeley_ili_kak_uberech_detey_v_mashine/
Источник https://chips-journal.ru/reviews/tol-ko-kreslo-i-nikakih-treugol-nikov-cto-nuzno-znat-o-bezopasnosti-rebenka-v-masine
Источник https://rskrf.ru/tips/rassledovaniya/remni-opasnosti-napravlyayushchie-avtolyamok-povyshayut-risk-detskikh-travm-v-dtp/