Что такое клапан двигателя

Что такое клапан двигателя

Это деталь двигателя и одновременно крайнее звено газораспределительного механизма. Клапанная группа включает в себя: пружину, направляющую втулку, седло, механизм крепления пружины. Все эти детали работают в тяжёлых механических и тепловых условиях, испытывая колоссальные нагрузки.

Сопряжение седло-клапан, подвергается наибольшему воздействию высоких температур и ударных нагрузок. Кроме того, детали постоянно испытывают недостаток в смазке по причине высоких скоростей работы. Это вызывает их интенсивный износ.

Требования, предъявляемые к группе:

  • Герметичность работы клапана в сопряжении с седлом;
  • Высокий коэффициент обтекаемости, при входе и выходе рабочей смеси из камеры сгорания;
  • Небольшой вес деталей группы;
  • Детали должны быть высокопрочными и одновременно жёсткими;
  • Стойкость к высоким температурам;
  • Эффективная теплоотдача клапанов;
  • Высокое сопротивление механическим и ударным нагрузкам;
  • Противодействие коррозии.

Работа клапанов двигателя

Назначение и особенности устройства

Назначение клапана, открывать и закрывать отверстия в головке блока цилиндров для выпуска отработанных газов либо впуска новой рабочей смеси. К основным элементам детали относятся головка и стержень. Переход от стержня к головке служит для плавного отвода газов, чем он плавней, тем лучше будет наполнение, либо очистка камеры сгорания.

Отработанные газы, выходя из камеры сгорания, создают сильное избыточное давление, а чем меньше площадь тарелки клапана, тем меньшие нагрузки он испытывает, вот почему выпускной клапан двигателя делается меньшего диаметра, а требования к нему выше. Так, при работе, головка выпускного клапана нагревается до 800-900.°С на бензиновых двигателях и до 500-700°С на дизельных моторах, впускной, нагревается до 300°С.

Именно по этим причинам при изготовлении выпускных клапанов нужны сплавы и материалы, обладающие повышенной жаропрочностью и содержащие большое количество легирующих присадок. Клапана делают из 2-х частей: головку из жаростойкого материала, стержень из углеродистой стали. Для изготовления клапана ДВС эти заготовки сваривают и шлифуют.

Выпускные клапана, в месте контакта с цилиндром, покрывают твёрдым сплавом. Толщина сплава порядка 1,5-2,5 мм. Такое покрытие позволяет избежать коррозии.

По причине меньших нагрузок при изготовлении впускных клапанов используют хромистые или хромоникелевые стали со средним содержанием углерода. При вводе рабочей жидкости в камеру сгорания, топливо отводит часть температуры от клапана и его составляющих, из-за чего температурные перепады у него ниже.

На эффективность работы клапана большое влияние оказывает его форма. Чем более она обтекаемая, тем выше скорость входящего или выходящего заряда смеси. Чаще всего головку клапана делают плоской, для облегчения изготовления детали, удешевления её производства и сохранения жёсткости.

Однако, в двигателях, испытывающих повышенные нагрузки, например, форсированных, в связи со спецификой самого двигателя применяют впускные клапана с вогнутыми головками. Такое устройство уменьшает массу детали и инерционную силу, возникающую при работе.

Стыковка клапана с седлом осуществляется по тонкому ободку на поверхности головки цилиндров — фаске. Стандартный угол наклона фаски впускных клапанов составляет 45°, у выпускных 45° или 30°. При изготовлении головок цилиндра фаски шлифуют, а затем, при установке клапана, каждый притирают к седлу. Ширина ободка должна быть не менее 0,8мм.

Работа клапанов двигателя

Ободок не должен прерываться по всему периметру окружности тарелки клапана. Сочленение между клапаном и седлом нужно уплотнить наверняка, вот зачем угол фаски клапана, по наружной стороне фаски, делают меньше угла седла на 0,5-1°.

В некоторых двигателях, для большей сохранности изделия, применяют устройство принудительного вращения клапана. В процессе работы на фасках откладывается нагар, нарушается уплотнение, появляются механические повреждения, это резко снижает эффективность работы мотора. Проворачиваясь, клапан ДВС распределяет нагрузку равномерно по всей поверхности фаски и принудительно очищает ее.

После фаски головки, у клапана имеется специальный поясок, в виде цилиндра. Эта конструктивная особенность позволяет уберечь его от перегрева и обгорания, а так же делает головку более жёсткой. Кроме того, при притирке, диаметр клапана остаётся прежним.

Пружинное стопорное кольцо предотвращает падение клапана в камеру сгорания двигателя, в случае, если элементы крепления хвостовика поломаются.

При соприкосновении с кулачком распределительного вала, или коромыслом, торцы клапана подвергаются большим нагрузкам. Поэтому для предания им жёсткости и износостойкости, их закаливают, или надевают на них специальные колпачки из высокопрочных сплавов.

Впускные клапана снабжают специальными резиновыми маслосъёмными колпачками, для предотвращения попадания через зазор масла в камеру сгорания в период такта впуска.

Выпускные клапана, работая в экстремальных температурных режимах, могут заклинить в отверстии направляющей втулки. Что бы этого не произошло, их стержни делают меньшего диаметра вблизи головки, по сравнению с поверхностью на остальной длине.

Читать статью  Стук клапанов

Сухарики, удерживающие клапанные пружины, держатся за сам клапан при помощи крепления, обеспеченного выточками.

Диаметр стержня выпускных клапанов больше диаметра стержня впускных, головка клапана — меньше. Такой конструктивный приём позволяет отвести от клапана больше тепла и понизить его температуру. Однако этот приём увеличивает сопротивление потока газов, делая очистку камеры сгорания менее эффективной. При расчётах, этот параметр сложно узнать, поэтому им пренебрегают, считая давление при выпуске большим, чем давление при впуске, что компенсирует недостаток с лихвой.

Для увеличения эффекта охлаждения выпускного клапана внутри его делают пустотелым. Пустое пространство заполняют металлом с низкой температурой плавления, обычно жидким натрием. Нагреваясь от головки клапана, пары жидкого натрия поднимаются в верхнюю, боле холодную часть, забирая большую часть тепла с собой. Там они соприкасаются с менее нагретой частью стержня и отдают тепло ей.

Клапаны двигателя

Пружины клапана

Пружина работает в условиях больших нагрузок. Основная её задача заключается в создании надёжной и плотной стыковки клапана и седла. Испытывая нагрузки, пружина может сломаться, зачастую это происходит по причине вхождения её в резонанс. С целью предотвращения этого явления, витки пружины делают с переменным шагом.

Так же можно изготовить коническую или двойную пружину. Двойные пружины обладают дополнительным плюсом, так как наличие двух деталей повышает надёжность механизма и уменьшает общий размер пружин.

Дабы исключить возможность резонанса в двойной пружине, направление витков внутренней и внешней пружин делают разными. Так же это позволяет удержать обломки детали, в случае поломки пружины, осколки задержатся между витками.

Пружины для клапанов изготавливают из проволоки, материал которой — сталь. После придания формы, изделие закаляют и подвергают отпуску. Для повышения прочности, обдувают воздухом с добавлением абразивного материала.

Что бы избежать коррозии, пружины обрабатывают оксидом цинка или кадмия. Концы пружин шлифуют и придают им плоскую форму. Это делается для более эффективной фиксации торцов пружин со специальными неподвижными тарелками в блоке цилиндров. Тарелки изготавливают из стали с низким содержанием углерода, верхнюю тарелку фиксируют на клапане при помощи сухарика.

Втулки клапанов и их направляющие

Отвод тепла от стержня клапана и его перемещение в возвратно поступательной плоскости обеспечивают направляющие втулки. В процессе работы сами втулки подвергаются воздействию высоких температур, омываясь горячими отработанными газами. При возвратно поступательном движении клапана между ним и поверхностью втулки возникает трение. Если смазки поступает не достаточно, то трение идёт практически на сухую.

Именно по этой причине к материалу втулок применяют ряд требований, таких, как: стойкость к износу, высоким температурам, трению. Некоторые составы чугуна, алюминиевая бронза, керамика обладают всеми свойствами, необходимыми для создания детали, удовлетворяющей таким требованиям.

Для впускных клапанов, в связи с разницей в температуре нагрева, зазоры между направляющей втулкой и стержнем делаются меньше. Нижнюю часть втулки делают под конус для предотвращения заклинивания клапана.

Направляющие втулки клапанов

Выточки под клапана (седла)

Долговечность и правильная работа двигателя внутреннего сгорания напрямую зависят от качества изготовления выточки под клапана. При неправильной стыковке клапана и седла не будет обеспечиваться должная герметичность камеры сгорания, и скорый выход мотора из строя неизбежен. Седла изготавливают непосредственно в головке цилиндра, в данном случае речь идёт о чугунных головках. Либо делают их вставными, из стали, например, в алюминиевых головках.

Вставные седла удерживаются в головке путём запрессовки, или развальцовки.

Количество клапанов в двигателе

Когда речь заходит о клапанах, многие задаются вопросом: «сколько клапанов в двигателе должно быть?» Однозначного ответа нет, определить чёткое количество можно только изучив конструктивные особенности мотора. Учитывая, что в четырёхтактной силовой установке клапан осуществляет такты впуска и выпуска, значит минимальное количество на один цилиндр — два, один впускной и один выпускной.

Современные силовые установки наиболее часто используют конструкцию с четырьмя клапанами (двух впускных и двух выпускных) на каждый цилиндр. При открытии клапана в образовавшееся отверстие происходит заброс топливной смеси, или выход отработанных газов. Чем больше отверстие, тем эффективней будет наполнение или очистка. Соответственно коэффициент полезного действия мотора так же увеличится.

Увеличить отверстие за счёт увеличения тарелки клапана нельзя, поскольку её размер ограничен размером камеры сгорания. Поэтому для улучшения качества смесеобразования устанавливают большее количество клапанов на один цилиндр.

Встречаются схемы, в которых применяются два, три, и даже пять клапанов на цилиндр. Учитывая, что процесс наполнения более важен для работы двигателя, количество впускных клапанов в нечётных схемах всегда больше.

Клапаны двигателя: конструктивные особенности и назначение

Клапанный механизм – это основной исполнительный компонент ГРМ (газораспределительный механизм) современного двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Именно этот узел отвечает за безупречно точную работу мотора и обеспечивает в процессе работы:

  • своевременную подачу подготовленной топливовоздушной смеси в камеры сгорания цилиндров;
  • последующий отвод выхлопных газов.

Клапаны – ключевые детали механизма, которые должны гарантировать полную герметизацию камеры сгорания при воспламенении в ней топлива. Во время работы мотора они испытывают постоянно высокую нагрузку. Вот почему к процессу их изготовления, а также особенностям конструкции, регулировкам и непосредственно самой работе клапанов ДВС предъявляются жесткие требования.

Читать статью  Силовой агрегат. Механизм газораспределения. Клапаны.

Общее устройство

Для нормальной работы двигателя в конструкции газораспределительного механизма предусмотрена установка двух типов клапанов: впускных и выпускных. Первые отвечают за пропуск в камеру сгорания топливовоздушной смеси, вторые – за отвод отработанных газов.

Клапанная группа (одновременно является оконечным элементом системы ГРМ) включает в себя основные детали:

  • стальная пружина;
  • устройство (механизм) для крепления возвратного механизма;
  • втулка, направляющая движение;
  • посадочное седло.

Эксперты MotorPage.Ru обращают внимание автовладельцев на тот факт, что именно сопряжение «седло-клапан» при работе мотора подвергается самой высокой степени воздействия экстремальных температур и разнонаправленным (вверх, вниз, в стороны) механическим нагрузкам.

Кроме того, из-за скоростной работы образуется недостаточное количество смазки. В результате – интенсивный износ и необходимость проведения ремонта двигателя, замены и установки новых деталей ГРМ с последующей регулировкой зазоров.

К каждой паре и группе клапанов предъявляются следующие требования:

  • минимально возможный вес;
  • антикоррозийная устойчивость;
  • безупречная теплоотдача клапана;
  • устойчивость к высоким температурам;
  • герметичность работы при контакте с седлом;
  • повышенная механическая прочность и жесткость одновременно;
  • отличный показатель стойкости к механическим и ударным нагрузкам;
  • максимальный уровень обтекаемости при поступлении рабочей смеси в камеру сгорания и выпуске отработанных газов.

Конструктивные особенности

Главное предназначение клапана – своевременное открывание и закрывание технологических отверстий в блоке цилиндров для выпуска отработанных газов и впуска очередной порции топливовоздушной смеси.

В процессе работы двигателя основание выпускного клапана нагревается до высоких температур. У бензиновых моторов этот параметр достигает 800 — 900°С, у дизельных силовых агрегатов – 500 — 700°С. Впускные работают при температуре порядка 300°С.

Чтобы обеспечить необходимый уровень устойчивости к таким нагрузкам, для изготовления выпускных клапанов используют специальные жаропрочные сплавы и материалы, содержащие большое количество легирующих присадок.

Конструктивно деталь состоит из двух частей:

  • головка, изготавливаемая из материала, устойчивого к экстремальным нагревам;
  • стержень из высококачественной легированной углеродистой стали.

Для защиты от коррозии поверхность выпускных клапанов в местах контакта с цилиндром покрывается специальным сплавом толщиной 1,5 – 2,5 мм.

К впускным клапанам требования не столь жесткие, поскольку в процессе работы двигателя они охлаждаются свежей топливовоздушной смесью. Для изготовления стержней используются низколегированные марки сплавов с повышенными параметрами прочности, а тарелки делают из жаропрочных сталей.

Требования к изготовлению пружин и втулок

Пружины. В системе ГРМ эта деталь работает в условиях экстремально высоких температурных и механических нагрузок. Задача – обеспечить плотный и надежный контакт между клапаном и седлом в момент их стыковки.

Нередко в процессе работы пружины ломаются, испытывая повышенные нагрузки, зачастую это происходит по причине вхождения ее в резонанс. Как отмечают эксперты Моторпейдж, риск подобных неисправностей гораздо ниже при использовании пружин с переменным шагом витков. Также достаточно эффективны конические или двойные (усиленные) модели.

Пружины для клапанов изготавливают из специальной легированной стальной проволоки. Ее закаляют и подвергают отпуску (технологические операции, используемые в металлургическом производстве). Защиту от коррозии обеспечивает дополнительная обработка оксидом цинка или кадмия.

Втулки. Обеспечивают отвод излишков тепловой энергии от стержня клапана, а также его перемещение в заданной (возвратно-поступательной) плоскости. Эти направляющие элементы системы постоянно омываются раскаленными парами и отработанными выхлопными газами. Функционируют также в условиях экстремальных температур.

Потому к материалу изготовления втулок тоже предъявляются высокие требования – хорошая износоустойчивость, стойкость к максимально допустимым температурам и трению. Данным запросам соответствуют некоторые виды чугуна, алюминиевая бронза, высокопрочная керамика. Именно эти материалы и используются для производства втулок.

Работа клапанного механизма в двигателе

Клапана двигателя – это исполнительный механизм ГРМ, отвечающий за стабильную и своевременную подачу воздушно-топливной смеси в цилиндры и за беспрепятственное выведение отработанных газов. Именно клапанам делегирована задача гарантировать полную герметичность камер. Так как детали постоянно выдерживают высокие нагрузки, они должны быть качественными и износостойкими.

  1. Назначение клапанов и материалы
  2. Устройство и работа клапанного механизма
  3. Тонкости работы механизма
  4. Число клапанов
  5. Привод (SOHS и DOHS)
  6. Характерные неисправности
  7. Тепловой зазор
  8. Видео «Принцип работы газораспределительного механизма (ГРМ)»

Назначение клапанов и материалы

Работа клапанного механизма

В состав комплектующих входят сами клапана, направляющие втулки, седла, пружины, сухари, опорные тарелки и механизм вращения. Говоря о назначении данной детали, следует отметить, что ее ключевой функцией является герметизация в процессе сжатия, а также при рабочем ходе цилиндра.

Кроме того, клапаны выступают соединительными элементами между проводом системы впуска и выпуска во время осуществления газообмена. Клапаны выпускают из высококлассной легированной стали с примесями никеля и хрома.

Устройство и работа клапанного механизма

Для эффективной работы ДВС в его конструкции должна присутствует хотя бы пара исправных клапанов на один цилиндр – для впуска и один для выпуска. В состав детали входит головка и стержень. Место соприкосновения головок именуется седлом. С целью лучшей подачи топливной смеси головка у впускных клапанов заметно больше, нежели головка выпускных.

Читать статью  Работа клапанного механизма в двигателе

Работа клапанного механизма

  • Клапаны для ввода ТВС и вывода газов.
  • Направляющие втулки для точности движения клапанов.
  • Пружина (отвечает за возврат элемента в первоначальное положение).
  • Седло – как уже говорилось выше, это место контакта.
  • Сухари – крепежный элемент, опора пружины.
  • Маслоотражательные кольца – детали, исключающие риск попадания в цилиндр смазочных материалов.
  • Толкатель – транслирует нажатие от кулака распредвала.

Работает механизм следующим образом: кулачки, предусмотренные на распредвалу, оказывают воздействие на клапаны, которые возвращаются на место благодаря пружине. Она крепится к стержню посредством сухарей и тарелки. С целью минимизации вибраций возможна установка двух пружин.

Направляющая втулка – это цилиндрическая деталь. Ее задача – уменьшить трение, гарантировать равномерную и плавную работу цилиндра.

Указанные детали работают под постоянным воздействием высокой температуры, они подвергаются трению, поэтому критически важным является применение в процессе изготовления качественных жаропрочных, максимально износостойких сплавов.

Тонкости работы механизма

Выше мы уже писали о том, что клапаны постоянно подвергаются высоким нагрузкам, поэтому их конструкция должна быть максимально прочной, а материалы изготовления – предельно качественными. Особенно это требование актуально для выпускных клапанов, которые пропускают отработанные горячие газы. В бензиновых двигателях их тарелка может достигать температуры в 900 градусов, на дизельных она несколько ниже – около 700 градусов. Для сравнения: впускной клапан подвергается температурной нагрузке в 300 градусов.

Работа клапанного механизма

Отсюда – обязательное использование жаропрочных сплавов с легирующими добавками, наличие полого стержня с наполнителем из натрия. При плавлении натрий течет и принимает на себя часть тепловых нагрузок, тем самым минимизируя вероятность перегрева.

В ходе эксплуатации возможно образование нагара на седле. Чтобы его избежать, в конструкцию механизма включают специальные элементы для поворота клапана. Седло выполняется в виде внедренного в головку БЦ стального кольца, обеспечивающего плотный контакт комплектующих.

Если зазор слишком большой, клапаны не будут открываться полностью, что влечет за собой снижение эффективности заполнения цилиндров ВТС. Маленький зазор – причина неполного закрытия клапанов, поэтому со временем они прогорят, снизив компрессию силовой установки.

Число клапанов

Число клапанов

Классические 4-тактные моторы характеризуются наличием 2 клапанов в цилиндре. Но так как сегодня моторы должны быть более мощными, экологически безопасными и экономными в плане расхода топлива, двух клапанов может оказаться недостаточно. В связи с этим оснащение ДВС клапанами сегодня может осуществляться по таким схемам:

  • 3-клапанные (два впускных и один выпускной).
  • 4-клапанные (по паре впускных и выпускных).
  • 5-клапанные (впускных три, выпускных два).

Чем больше клапанов, тем лучше он наполняется топливо-воздушной смесью и тем лучше очищаются отработанные газы. Однако это усложняет конструкцию и не лучшим образом сказывается на ремонтопригодности мотора.

Привод (SOHS и DOHS)

Распредвал и привод ГРМ отвечают за правильное срабатывание клапанного механизма. Число распредвалов и тип конструкции зависят от типа силового агрегата. В валу находятся кулачки, которые, проворачиваясь, воздействуют на толкатели (в более продвинутых моторах – на гидрокомпенсаторы) и открывают клапаны.

Привод (SOHS и DOHS)

Распредвал расположен в головке блока, его привод (может быть цепным, ременным или посредством шестерни) осуществляется от коленвала. Наиболее надежным приводом по праву считается цепной, это старый добрый, десятилетьями проверенный механизм. Распредвал вращается со скоростью, вдвое меньшей, чем скорость вращения коленвала, что гарантирует их правильную работу.

Число распредвалов зависит от того, сколько клапанов входит в цилиндр. Наибольшее распространение получили такие схемы:

  1. Одноваловая – SOHC.
  2. Двухваловая – DOHC.

Для эффективной работы распредвала достаточно 2 клапанов, которые поочередно открываются и закрываются. В 4-клапанных моторах распределительных вала 2. В конструкцию V-образных моторах входят 4 распредвала.

Характерные неисправности

Самой распространенной неисправностью является появление шумов при работе клапанного механизма. Как правило, водитель слышит характерный стук, который может проявляться как на холодном, так и на горячем моторе.

Причиной такого явления становится неправильный размер зазора, для устранения посторонних звуков следует выполнить регулировку клапанов.

Еще одна причина поломки – высокая вязкость масла. Нередко постукивание возникает из-за попадания грязи в каналы компенсатора. Кроме того, для клапанных механизмов характерны такие поломки, как износ направляющей втулки, пружины или толкателей.

Тепловой зазор

Тепловой зазор

Напоследок стоит акцентировать внимание на необходимости правильной регулировки теплового зазора. Процедура осуществляется только на холодном моторе с использованием металлических щупов разной толщины.

Чтобы система работала надлежащим образом, важно соблюдать требуемый тепловой зазор. Под длительным воздействием высокой температуры детали расширяются, поэтому клапан может работать с перебоями. Зазор регулируется путем подбора шайб нужной толщины. В двигателях с гидрокомпенсаторами этот зазор регулируется в автоматическом режиме.

В конструкции коромысел предусмотрен винт, который можно провернуть и тем самым отрегулировать зазор. В системах с шайбами или толкателями регулировка выполняется иначе – путем установки деталей требуемой толщины.

Заключение

Без нормальной работы клапанного механизма невозможно функционирование силовой установки. Вот почему состоянию данной детали необходимо уделять должное внимание, а при малейших признаках неисправности отправляться в сервисный центр для диагностики и ремонта.

Источник https://avtodvigateli.com/detali/klapan.html

Источник http://www.motorpage.ru/faq/klapani_dvigatelja__konstruktivnie_osobennosti_i_naznachenie_.html

Источник https://perevozka24.ru/pages/rabota-klapannogo-mehanizma-v-dvigatele

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: