Как просто и быстро справиться с запотеванием стёкол автомобиля
С приходом осени многие, особенно начинающие водители сталкиваются с проблемой запотевания стёкол автомобиля. Во время движения лобовое и боковые стёкла машины вдруг начинают покрываться испариной и становятся непрозрачными. Это сильно ухудшает обзорность и негативно сказывается на безопасности. Обычная тряпка проблему часто не решает. Нужны более действенные и эффективные методы. Объясняем, какие.
Почему потеют стёкла
Запотевание стёкол автомобиля изнутри происходит из-за повышения влажности в салоне транспортного средства в сочетании с разностью температур внутри машины и вне её. Проще говоря, влажность – первопричина запотевания, а разница температур – катализатор этого процесса. Если летом стёкла в машинах запотевают в исключительных случаях, к примеру, при сильном ливне, то осенью и зимой этот процесс идёт постоянно – с запотеванием приходится бороться почти всегда. В морозы ситуация усугубляется ещё больше – влага начинает замерзать на стёклах, превращаясь в иней.
Как вы уже догадались, чтобы справиться с напастью, нужно выполнить всего два пункта: избавить салон от влаги и/или попытаться выровнять температуру воздуха в салоне и за бортом. Сделать перечисленное бывает непросто. Едва ли кто-то из вас захочет ездить в холода, отключив салонную печку и опустив боковые стёкла!
Откуда берётся влага в салоне
Основной источник влаги в салоне, как бы банально это ни звучало, – обычный воздух. С наступлением холодов влажность воздуха резко повышается и может доходить до 98%. Влага в прямом смысле оседает на всех поверхностях в салоне вашего авто и проникает через систему вентиляции постоянно.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что влажность увеличивают сами люди, находящиеся в салоне. Чем больше пассажиров, тем больше и быстрее потеют стёкла. Один человек за сутки генерирует порядка 2 300 кубических сантиметров воды, а в час – 96 кубических сантиметров. Речь идёт о влаге, которая выделяется при дыхании и через кожу. Иными словами, если в салоне автомобиля находятся четверо, в воздух за один лишь час попадает порядка двух стаканов воды. Действительно много!
Наконец, источниками влаги являются намокшие коврики под вашими ногами, мокрый зонт или одежда, попавшие в салон после дождя, пролитая в багажнике омывайка или подтекающая печка (антифриз, попадая в салон через прохудившийся радиатор, приводит к самому сильному и неприятному запотеванию стёкол – даже летом). Словом, любая влага – источник проблем, с которым нужно бороться.
Эффективные методы борьбы с запотеванием
Чтобы справиться с запотеванием стёкол, нужно устранить источник запотевания – влагу. Сделать это можно множеством способов, в том числе, к примеру, избавившись от лишних пассажиров. Впрочем, есть и менее радикальные методы.
В осеннее и зимнее время очень важно содержать салон автомобиля в сухости: чистить и сушить обивку, выливать лужи из резиновых ковриков (если таковые в вашем авто имеются), не расплёскивать по салону всевозможное питьё и – о ужас – стараться не пить любые напитки, находясь в машине.
Опытные водители для снижения влажности постилают на пол сухие газеты, а затем выбрасывают бумагу, впитавшую в себя осадки. Иные раскладывают по салону мешочки с солью или специальные поглотители влаги. Эффективно работает даже средство для кошачьего туалета.
Не стоит забывать и о всевозможных штатных обогревах и обдувах стёкол – они действительно помогают.
Как грамотно использовать кондиционер
И всё же, основным инструментом в борьбе с запотеванием стёкол является обычный кондиционер. Желательно, чтобы он у вас не просто был, но и эффективно работал. Заправить систему фреоном для этого недостаточно, нужно ещё и грамотно управлять настройками и воздушными заслонками.
Система кондиционирования воздуха имеет важную особенность – она сушит воздух в салоне. Направив потоки воздуха на стёкла и включив кондиционер, вы не просто воспрепятствуете образованию конденсата за счёт обдува, но и понизите влажность поступающего воздуха.
Пользоваться кондиционером для осушения воздуха и борьбы с конденсатом можно не только летом, но и глубокой осенью, и даже зимой. Большинство машин позволяет включить одновременно и печку, и кондиционер – стучать зубами и жертвовать комфортом вам не придётся.
Важно учесть, что даже самый мощный кондиционер не справится с запотеванием, если вы активируете режим рециркуляции воздуха. В этом режиме внутрисалонный воздух будет гоняться системой по кругу: количество влаги в нём постоянно будет только увеличиваться, что лишь усугубит проблему, а не решит её.
Если кондиционера нет
В машинах, не оснащённых системой кондиционирования воздуха, приходится прибегать к другим способам. Основной задачей, как и прежде, становится выравнивание температур и осушение воздуха, в том числе за счёт усиления обдува стёкол изнутри. Опытные водители при запотевании протирают стёкла сухой бумажной салфеткой (не тряпкой) и приоткрывают боковые стёкла для усиления обдува и выравнивания температур. Неплохо помогает дополнительная обработка стёкол изнутри специальными антизапотевателями.
Степень запотевания стёкол сильно зависит от конструктивных особенностей конкретной модели транспортного средства. Для некоторых автомобилей такая проблема не характерна в принципе, иные могут доставлять своим владельцам серьёзнейшие неудобства. По этой причине стоит опираться на опыт своих собратьев по несчастью и иногда заглядывать на профильные форумы. Там можно найти неплохие лайфхаки и готовые рецепты «лечения» конкретно вашего автомобиля.
Новости партнеров
Мотокаталог на Quto
Новости партнеров
Quto.ru, 2022 г. 16+
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Потеют стекла в машине зимой: что делать
В преддверии наступающей зимы водители готовят свои автомобили к холодам: меняют летние шины на зимние, запасаются стеклоомывающей жидкостью, щетками для снега и скребками для льда, а также проверяют, обслуживают и, при необходимости, ремонтируют основные узлы своих машин. Но эксплуатация автомобиля в непредсказуемый зимний период всегда сулит множество сюрпризов, порой не самых приятных — кто-то за прошедшие полгода мог забыть о сезонных тонкостях стиля вождения, неполадках салонной печки и других малозначительных, казалось бы, проблемах с машиной, которые дают о себе знать только на морозе.
Одной из таких проблем, которые зимой обретают более серьезные с точки безопасности последствия, является запотевание стекол в машине. Из-за чего потеют окна и как избавиться от влаги в салоне автомобиля? Чем протирать запотевшее лобовое стекло и как связаны конденсат с работой печки и режимом рециркуляции воздуха? Есть ли способ раз и навсегда побороть запотевание стекол внутри и причем тут салонный фильтр? Не переживайте, с этой проблемой можно бороться — давайте разберемся, что к чему, и ответим на самые важные вопросы.
Почему окна потеют?
Стекла в машине потеют не только зимой, но и летом, и причины возникновения конденсата в салоне автомобиля отличаются в зависимости от времени года. В теплую погоду, когда снаружи, за бортом автомобиля дождь, туман или просто высокая влажность, влага начинает попадать в салон и оседает внутри. Летом такую проблему можно быстро решить — достаточно включить кондиционер на обдув (либо печку, если его нет), который будет сушить воздух в машине и, в частности, стекла. Но зимой они потеют немного по другим причинам, да и кондиционер включать в промерзшей машине после долгой стоянки на морозе, когда хочется поскорее прогреть салон автомобиля, — решение противоречивое.
Основными факторами образования конденсата и запотевания стекол зимой являются не только недостаточный приток свежего воздуха и повышенная влажность в салоне (скажем, из-за салонных ковриков, которые собрали воду из оттаявшего снега с обуви), но и низкая температура на улице — тогда эти самые частички влаги оседают на холодных окнах, нарушая обзор через лобовое, боковые и заднее стекла.
В целом поводов для беспокойства нет, но если вдруг стекла в машине неожиданно запотели, а в салоне присутствует неприятный аромат со сладкими «химозными» нотками, то это может указывать на утечку из радиатора отопителя — тогда водитель и пассажиры рискуют вдохнуть пары антифриза. Хотя случается такое, прямо скажем, нечасто, да и в полностью исправном авто стекла тоже то и дело запотевают.
Особенно когда в салоне присутствуют нетрезвые пассажиры — выделяемые при перегаре испарения спирта притягивают к себе водяной пар, влажность в воздухе становится более концентрированной и оседает на внутренней поверхности стекол. Собственно, по этой причине повышенный интерес со стороны сотрудников полиции вызывают автомобили с запотевшими окнами.
Выясните причину запотевания
Итак, лобовое стекло потеет. Что делать? Первым делом рекомендуем проверить, не включен ли в салоне режим рециркуляции воздуха — из-за шлейфа после очередного грузовика или старого дизельного внедорожника можно попросту забыть выключить его обратно. И надо помнить, что для того, чтобы избежать запотевания стекол, воздух должен не только поступать внутрь машины, но и беспрепятственно выходить наружу! То есть стекла потеют как из-за того, что засорился салонный фильтр, который ухудшает его подачу и обдув салона автомобиля, так и из-за проблем с вентиляционными отверстиями в багажнике и клапанами выпуска воздуха — как правило, они располагаются под бампером.
Также стекла иногда потеют из-за забитых сливов короба воздухопритока, расположенного под поводками щеток стеклоочистителей (именно там у подавляющего большинства автомобилей происходит забор воздуха в отопитель) — если дренаж не работает, то в дождь и снег влага будет скапливаться, провоцируя запотевание окон, да и с механизмом дворников могут возникнуть проблемы. Кроме того, в авто с кондиционером не помешает заодно проверить и трубку слива конденсата из испарителя, ведь забитая трубка тоже может стать причиной повышенной влажности в салоне. А еще можно осмотреть уплотнители дверей, окон, крышки багажника и люка — если допустить нарушение герметичности салона, то дождь и влага от снега и льда могут проникать внутрь через мелкие щели, и стекла будут продолжать потеть.
Как избавиться от запотевания окон?
В первую очередь, чтобы успешно бороться с запотеванием стекол, в салоне автомобиля должно быть сухо. Зимой, как мы уже говорили, источником излишней влажности может стать растаявший снег с обуви — не стесняйтесь просить пассажиров хорошо отряхнуть ноги перед тем, как сесть в машину. Но как быть, если коврики уже сырые, либо пассажиры сели в мокрой одежде, и стекла потеют?
Чтобы после долгой стоянки на стеклах автомобиля изнутри не образовались ледяные узоры, проветривайте салон перед тем, как оставить машину на парковке.
Если есть время, распахните на несколько минут двери машины после того, как заглушите двигатель, либо приоткройте окна на последнем отрезке пути перед стоянкой — тогда теплый влажный воздух покинет салон, а температура стекла снаружи и внутри уравняется.
Как правильно протирать запотевшие окна?
Если есть возможность, стекла в салоне вообще лучше лишний раз не протирать, даже когда они запотели. Из-за риска оставить разводы на стекле лучше прибегнуть к помощи печки, которая высушит воздух и постепенно освободит окна, удалив конденсат — чаще всего этого бывает достаточно. Но уж коли протирать стекла самостоятельно, то желательно идеально чистой и сухой тряпкой, а бумажные полотенца и салфетки лучше оставить в качестве запасного варианта, потому что с ними избежать образования разводов на стеклах будет чуть сложнее.
Если стекла в авто потели из-за проблем с радиатором печки и прохудившимися патрубками, то на них образуется характерная масляная пленка, избавиться от которой будет нелегко — обычными бумажными салфетками или сухой тряпкой, вероятно, здесь уже не обойтись.
Можно попробовать чистку со специальными средствами для стекол или обычным спиртом, но за минуту перед выездом сделать это, конечно, едва ли удастся. Поэтому если приходится регулярно протирать стекла, то лучше все-таки бросить силы на то, чтобы установить причину этого явления.
Превентивная обработка
Чтобы не думать о разводах на стекле и не ждать нагрева печки, которой все равно потребуется какое-то время на обдув, чтобы высушить внутреннюю поверхность окон, можно попробовать воспользоваться так называемыми антизапотевателями. Часто за этим словом скрываются не только специальные спреи и аэрозоли (они недорогие, хоть и не всегда эффективные), которые удаляют влагу со стекол и препятствует появлению испарений на зеркалах и окнах автомобиля, но и электрофены с нагревателями — они помогают салонной печке, когда она не справляется, быстро сушат воздух, и, как результат, стекла в машине не потеют.
Что делать, если потеет лобовое стекло
У водителя внутри автомобиля должна быть стопроцентная видимость. Иначе возникнет риск ДТП — дорожно‐транспортного происшествия. Если потеет лобовое стекло, нужно незамедлительно искать причину и устранять неисправность. Расскажем о том, как это сделать максимально быстро. Потому что опасная ситуация может возникнуть во время движения, когда поблизости нет автосервиса. В таком случае дорога каждая минута.
Точка росы
Образование конденсата зависит от температуры в салоне, на поверхности стекла и от относительной влажности воздуха. Приведем простой пример. Допустим, салон нагрелся до +23 °C. При этом влажность изнутри установилась на отметке 55 %. Это норма для комфортного состояния человека. Тогда лобовое стекло запотеет при остывании до + 13,48°С. Приведем таблицу значений:
% влажности /
температура, °C
Получается, что главный враг — высокая влажность. Чем больше ее значение, тем вероятнее выпадение конденсата. Если в воздухе содержится 95 % «воды», а внутри машины +25 °C, то стеклу достаточно остыть до 24,14 °С, чтобы оно покрылось микроскопическими каплями воды.
Причины
Запотеванию способствуют атмосферные осадки: снег, дождь и туман. Основная «физическая» причина этого явления заключается в разности температур. Наступает точка росы. Допустим, за бортом –5 °C, а в салоне +5 °C. Механизм одинаковый, если потеет лобовое стекло изнутри и снаружи. Сразу образуется конденсат. Это остывший пар, который оседает на холодных поверхностях. Есть и другие причины:
Сломалась приточная заслонка
Поток кислорода снаружи прекращается или замедляется. Внутри машины устанавливается высокий уровень влажности
Порвались уплотнители дверей
Резиновые прокладки обеспечивают герметичность. При ее нарушении в салон проникает холодный воздух
Вышла из строя печка
Радиатор отопления пропускает антифриз или система засорилась, завоздушилась. Признак: холодный поток из дефлекторов
Забился салонный фильтр
Поры фильтрующего элемента забились пылью. Поэтому воздух не проникает в систему отопления, в результате — конденсат
Высокая влажность в салоне
Такое бывает в дождливую погоду. Влага испаряется со всех поверхностей, потом оседает на лобовом стекле
Нарушилась работа климат‐контроля
Забивается сливной проток. Конденсат перестает выходить наружу, растет количество водяных паров
Если печка работает без перебоев, первым делом советуем закрыть все окна и двери, включить отопитель на максимум. Если в это время машина движется по дороге, лучше остановиться на обочине или заехать во дворы. Когда конденсат испарится, можно попробовать самостоятельно устранить причины. Если ничего не вышло, следует ехать в сторону ближайшего технического центра.
Устранение неисправности
Система отопления сушит салон
Печка не справляется с запотеванием? Следует протереть окна с помощью сухой тряпки. Лучше использовать салфетки с микрофиброй. Они хорошо впитывают влагу. Если в автомобиле установлен кондиционер, можно включить его. Испаритель хорошо подсушивает воздух за счет циркуляции потока через охлаждающий контур.
Восстановление вентиляции
На первых порах следует проверить заслонку, через которую воздух проникает извне. Возможно, дело в механическом или электрическом приводе. Он не справляется со своими задачами, подача кислорода заблокирована. После восстановления работоспособности уровень влажности придет в норму.
На следующем этапе советуем осмотреть салонный фильтр. Если его сетка забита, нужно заменить расходник. Чистка или стирка не всегда помогают. Крупные частицы пыли «вылетают», а мелкие остаются на месте. С виду все прекрасно, а на деле ничего не меняется.
Улучшение герметичности
Уплотнительная лента для автомобильных дверей
Влажный и холодный воздух «залетает» в салон через дефекты в дверных уплотнителях. Возможно, подъемный механизм не до конца закрывает боковые стекла. «Прорехи» резинок легко заметить. Если визуальных признаков нет, следует на скорости приложить ладонь вплотную к границе стыковки дверей и кузова с обеих сторон. Во время теста хорошо ощущается воздушный поток? Значит пришло время восстановить уплотнители.
Неисправность подъемников стекол легко диагностировать. Главный признак заключается в том, что при движении в салоне слышен тонкий гул. Потому что остаются щели, в них попадает воздух, проникают снаружи посторонние звуки. Остается одно — разобрать подъемный механизм и отремонтировать.
Просушка салона
В дождливую погоду и зимой в салоне появляется много воды. Это снег, растаявший на коврике, мокрая подошва ботинок, оставляющая следы. Достаточно приоткрыть боковое стекло на ночь, как все тканевые поверхности буквально станут мокрыми. В результате после испарения в воздухе образуется настоящий туман, который осядет на лобовом стекле.
Первым делом нужно слить воду из ковриков, протереть их сухой ветошью. Затем включить отопитель или климат-контроль на полную мощность. При этом лучше приоткрыть пару боковых стекол, чтобы «облако» выходило наружу. Дефлекторы советуем направить на самые запотевшие участки. Спустя 10–15 минут проблема уйдет сама собой.
Ремонт отопления
Работа радиатора отопителя
Спустя 5 минут после включения климат‐контроля или радиатора следует поднести руку к верхним дефлекторам, которые обдувают лобовое стекло. Воздух холодный? Значит радиатор отопителя не нагревается должным образом. Скорее всего, система завоздушилась, или в сотах скопилась накипь, грязь и прочие следы нарушения правил эксплуатации.
Первым делом советуем сделать простой тест: при прогретом двигателе прожать рукой патрубок, который идет от радиатора охлаждения. Если он слишком тугой, в системе повышенное давление. Возможно, сломались клапаны крышки радиатора. Побочный симптом проблемы — постоянно убывает уровень антифриза в расширительном бачке. Нужно найти причину и устранить ее, потом промыть систему охлаждения.
Применение химии
Есть вещества, которые при нанесении образуют на поверхности лобового стекла защитную водоотталкивающую пленку. Конденсат физически не может собраться на поверхности. Антизапотеватели выпускают в виде спреев, аэрозольных баллончиков и жидкости. Использовать средство легко. Сначала нужно почистить стекло, затем обезжирить и распылить состав по всей площади.
Антизапотеватель
Если под рукой нет заводской химии, можно использовать подручные средства:
- Глицерин. Продается в аптеках. Стеклянные пузырьки с объемом 25 мг. Действующее вещество растворено в воде до плотности 1,2 г/м³. Минус: замерзает на морозе. Допустимые температуры: от +2 °C до +25 °C.
- Смесь глицерина и спирта. Подходящая пропорция 1:2. То есть, на 10 мг глицерина нужно добавить 20 мг спирта и тщательно перемешать. Средство выдерживает низкие температуры. Но на стекле остается маслянистая пленка.
- Уксус с эфирными маслами. Нужно вскипятить 250 мл воды, добавить в нее 30 мл уксуса и 10 капель эфирного масла. Раствор остужают и заливают во флакон с пульверизатором. Равномерно распыляют по стеклу.
Самодельные средства лучше использовать в последнюю очередь. Предпочтение следует отдавать растворам из автомобильного магазина. Потому что в составе есть эффективные химические соединения, которые недоступны в бытовых условиях.
Выводы
Лобовое стекло потеет при достижении температуры точки росы. Главный фактор, который влияет на этот процесс — высокая относительная влажность воздуха. Вода концентрируется в больших количествах, когда нарушена система вентиляции и отопления в автомобиле.
Хорошо, если в салоне «надышали» или виной всему мокрые коврики. С этой проблемой можно справиться самостоятельно. Другое дело засор или завоздушивание радиатора печки, течь в патрубках. Тут нужна серьезная диагностика и ремонт. С задачей способны справиться мастера автосервиса.
Источник https://quto.ru/journal/articles/kak-prosto-i-bystro-spravitsya-s-zapotevaniem-styokol-avtomobilya.htm
Источник https://auto.mail.ru/article/85729-poteyut-stekla-v-mashine-zimoj-chto-delat/
Источник https://ddcar.ru/blog/poleznoe/chto-delat-esli-poteet-lobovoe-steklo