Как правильно буксировать машину с вариаторной коробкой — несоблюдение обойдется дорого
Если на авто установлен вариатор, буксировка должна выполняться строго по правилам. В противном случае трансмиссия быстро выйдет из строя, и тот влетит в дорогой ремонт. Потому владельцам авто следует знать, каким образом буксировать авто с коробкой CVT и какие последствия могут возникнуть, если делать это неправильно.
Можно ли буксировать автомобиль с вариатором
CVT – Continuously Variable Transmission – это бесступенчатая трансмиссия с плавно изменяемой передачей. Наряду с автоматической и роботизированной коробкой передач, вариатор не лучшим образом переносит длительную буксировку. Если возникла нештатная ситуация, тащить машину с бесступенчатой КПП можно, но при строгом соблюдении правил.
Многие автопроизводители не рекомендуют водителям подвергать вариатор такой опасности. По возможности, в случае технической неисправности авто, стоит пользоваться услугами эвакуатора.
Можно ли таскать на вариаторе прицеп и другую машину
Тащить на буксире другую машину либо прицепное устройство на вариаторе можно, но, опять же, с соблюдением ряда правил. В первую очередь нужно следить за массой прицепа. Разрешенные значения приведены в таблице ниже.
Легковые автомобили | до 600 кг |
Кроссоверы | до 1000 кг |
Вместе с рекомендуемой массой соблюдают и скоростной режим. Даже если двигаетесь за городом, не разгоняйтесь до 90-110 км/ч, чтобы не создавать излишней нагрузки на коробку.
Несмотря на то, что буксировка прицепа строго не запрещена, не следует злоупотреблять такой возможностью. Конструктивно бесступенчатая трансмиссия не рассчитана на регулярные перевозки крупных грузов в прицепе, и тем более на буксировку сопоставимой по массе машины.
Провести диагностику и устранить неполадки в вариаторе любой сложности можно в «Центре по ремонту вариаторов №1». Получите дополнительную информацию по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из любого региона.
Как правильно буксировать автомобиль с CVT
Буксирование автомобиля с бесступенчатой трансмиссией не наносит КПП (коробке переключения передач) особого вреда при выполнении перечисленных условий:
- двигатель автомобиля работает на холостых оборотах;
- рычаг коробки передач переключен в положение «N»;
- скорость буксировки машины не превышает 50 км/ч;
- плавный разгон без рывков, заносов и пробуксовок.
Чем короче расстояние, которое автомобиль преодолевает во время буксировки, тем меньше потенциальный вред для бесступенчатой коробки передач. Максимум – не более 50 км. Если планируется транспортировка на большее расстояние, каждые 50 км делают перерыв на час.
Как быть, если вы забуксовали на вариаторе
Частая пробуксовка на автомобиле с бесступенчатой трансмиссией негативно влияет на состояние КПП. В первую очередь перегревается муфта. Это сопровождается сбоями в работе клиноременной передачи и ростом концентрации металлической стружки в трансмиссионном масле.
В лучшем случае понадобится сделать дефектовку, а в худшем – капитальный ремонт коробки.
Во избежание периодической пробуксовки колес машины с вариатором, откажитесь от буксировки в условиях сильной гололедицы, мокрой дороги, глубокого и липкого снега. Не буксируйте на вариаторе негабаритные грузы большой массы – КПП может быстро выйти из строя.
Последствия неправильной эксплуатации машины с вариатором
Одна из причин, по которой вариатор плохо переносит буксировку, – масляное голодание. Насос, отвечающий за подачу масла в коробку переключения передач, работает только при заведенном двигателе. Если мотор вышел из строя, цеплять машину тросом запрещено – вызывайте эвакуатор.
При несоблюдении этого и остальных правил, рассмотренных выше, вероятны такие последствия:
В ряде случаев нарушение правил транспортировки автомобиля приводит к выходу из строя дорогостоящей электроники вариатора, что также потребует больших вложений в ремонт.
Если вы были вынуждены буксировать машину с бесступенчатой трансмиссией на большом расстоянии и с пробуксовками, как можно скорее обратитесь в сервис для диагностики. Если и появились неисправности, лучше устранить их сразу, а не когда понадобится капитальный ремонт.
Справиться с любыми проблемами вариаторов помогут специалисты из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную информацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Когда от буксировки лучше всего отказаться
Не рекомендуется тянуть машину с коробкой вариатор тросом, если у автомобиля большой пробег и давно не менялось трансмиссионное масло. В старой смазке высокая концентрация продуктов износа, которые «на холодную» оказывают разрушительный эффект на детали коробки.
В руководстве по эксплуатации у некоторых автомобилей упомянут прямой запрет на буксировку. Не нужно пытаться обойти его, иначе придется потратиться. В зависимости от модели машины стоимость капитального ремонта бесступенчатой коробки составляет от 70 до 400 тысяч рублей.
Если на вызов приехал эвакуатор с частичной погрузкой автомобиля (когда одна из осей остается на дороге), следует уведомить водителя о том, что на машине установлен вариатор. Договориться о медленной буксировке либо заказать сервисный транспорт с полной погрузкой на платформу.
Советы мастера
Если столкнулись с поломкой, из-за которой автомобиль не может продолжать движение своим ходом, нельзя экономить на вызове эвакуатора.
Выход из строя вариатора, даже на недорогой иномарке, обойдется в десятки раз дороже, чем вызов сервисной машины, не говоря уже о моделях высоких классов. Максимум, что стоит себе позволять – короткую буксировку на десятки-сотни метров.
Можно ли буксировать прицеп на АКПП: гидроавтомат, вариатор (CVT), робот (DSG)
Можно ли таскать прицеп на автомате? Одни говорят — можно, другие — категорически нельзя. Про автоматическую коробку передач ходит столько слухов, что разобраться в них и выявить правду бывает крайне тяжело. Давайте раз и навсегда разберемся, пригоден ли автомобиль с АКПП к поездкам с прицепом.
Виды АКПП
АКПП имеет четыре принципиально разные конструкции, которые объединяет то, что водителю не требуется переключать скорости для движения:
Гидроавтомат — классическая АКПП, которая ставится на большинство автомобилей.
Вариатор (CVT) — бесступенчатый автомат.
«Робот» — обычная механическая КПП с приводами сцепления и переключения передач, но работающая при этом автоматически.
DSG или PowerShift — тот же «робот», но объединяющий в себе две механические коробки с одним (на самом деле двумя — один в другом) входным валом.
Гидроавтомат
Если в вашем авто стоит классический гидроавтомат, то тащить за собой автоприцеп можно, но только при соблюдении нескольких условий:
Скорость при движении с грузом не должна превышать 100 километров в час.
Не цеплять груз, вес которого равен или превышает автомобиля.
Нельзя совершать рывки, толчки, резко стартовать. Движение должно быть плавным и аккуратным.
Если машина с автоматом часто используется для буксировки, установите дополнительный радиатор. Это снизит нагрев автомата во время тяжелой работы. Благодаря снижению температуры масло будет дольше оставаться полезным и не позволит металлическим деталям износиться ранее окончания срока службы коробки.
На старых автоматах переключайтесь на режим «Low» — это функция передачи пониженной скорости на автомате для движения по скользкой дороге и крутым подъемам. Такой режим езды облегчает нагрузку на мотор и АКПП.
Выдержка из инструкции к автомобилю
Huinday Solaris Автомат
Буксировка прицепа. Раздел 5–58 [14] .
Важные рекомендации владельцу автомобиля, намеревающемуся буксировать прицеп.
Указатель массовых параметров и расстояний при буксировке прицепа.
Renault Duster
Масса буксируемого прицепа [19] .
Личный опыт водителей
Пользователи: litl-bel, Байкер, Bondar [2] .
Пользователи: x99kp, mirexwen, kostia05, stillett [5] .
Вариатор (CVT)
— Это очень чувствительная к любым чрезмерным нагрузкам коробка [6] .
— В любом момент из-за перегрузки может порваться ремень ГРМ [6] .
— Если вариатор засорен продуктами износа, то на таком авто перевоз грузов на прицепе запрещен до тех пор, пока водитель не поменяет масло в коробке, так как дополнительная нагрузка способствует быстрой циркуляции смазки. В медленном темпе масло не будет вовремя попадать в клапаны гидроблока, и он быстро придет в негодность.
— Если автомобиль прошел 90 тысяч километров, а ремень не сменен, то не рекомендуется цеплять прицеп к машине. В любое время ремень может порваться из-за дополнительного перегруза и нарушить работу целой коробки.
Выдержка из инструкции к автомобилю
Nissan Quasqi CVT – вариатор
Максимальная масса буксируемого прицепа.
Honda CRV – вариатор
Буксировка прицепа стр.502 [15] .
Подготовка к буксировке прицепа.
Личный опыт водителей
Пользователи: Роман Мартанов, Дмитрий Г [7] .
Робот (DSG)
Робот — почти механическая коробка передач с электронным блоком управления. Буксирование груза с коробкой-роботом не приведет к сильным повреждениям.
Выдержка из инструкции к автомобилю
Skoda Kodiaq — DSG
Движение с прицепом [17] .
Разрешенная масса прицепа.
Skoda Octavia
Движение с прицепом [18] .
1,8 TSI 180 л.с. TSI DSG-7.
Личный опыт водителей
Негативное влияние буксировки грузов на АКПП
Коробка интенсивнее изнашивается.
АКПП сильно нагревается из-за дополнительной нагрузки.
Начинают гореть фрикционы.
Через прокладки протекает масло.
Увеличивается крутящий момент.
АКПП приходится работать в усиленном режиме.
Учащается необходимость замены масла и посещений автосервиса.
Общие рекомендации
— Избегайте буксировки прицепов в период обкатки нового автомобиля. Не буксируйте прицеп на протяжении первых 2000 км (1200 миль) пробега [14] .
— Не допускайте пробуксовки.
— Не выжимайте газ в пол.
— Проехав 100 км, остановитесь и дайте АКПП отдохнуть 15 минут.
— Не рекомендуется двигаться на подъеме по дорогам с уклоном более 12% [15] .
— Помните о том, что при буксировке прицепа на основные агрегаты и системы автомобиля (двигатель, трансмиссия, рулевое управление, тормозная система) действуют дополнительные нагрузки. Кроме того, при буксировке прицепа автомобиль склонен к рысканию из-за дорожных неровностей, порывов бокового ветра и аэродинамических возмущений от проходящих мимо грузовых автомобилей.
— Буксировка прицепа недопустима, если на транспортном средстве установлено компактное запасное колесо.
— Не превышайте полную разрешенную массу прицепа, которая включает массу самого прицепа (оборудованного или не оборудованного тормозными механизмами), массу тягово-сцепного устройства, груза, а также установленного в прицепе или на нем оборудования. Превышение полной разрешенной массы прицепа может значительно ухудшить управляемость и другие ходовые качества автомобиля и стать причиной повреждения двигателя или трансмиссии.
— При буксировке прицепа интервалы технического обслуживания вашего автомобиля должны быть сокращены по сравнению с теми, которые установлены в гарантийной книжке.
— Если планируется буксировать прицеп в горной местности, помните о необходимости снижения на каждые 1000 метров над уровнем моря полной разрешенной массы автомобиля и прицепа на 10% [15] .
— При буксировке прицепа постоянно следите за температурой охлаждающей жидкости двигателя, чтобы предотвратить перегрев двигателя.
— В режиме AUTO крутящий момент автоматически распределяется между передними и задними колесами в зависимости от дорожных условий и скорости автомобиля. Такая позиция улучшает устойчивость автомобиля на дороге. Используйте этот режим на любой дороге (сухое покрытие, снег, скользкая дорога и т. д.) или при буксировке прицепа, жилого прицепа и т. п. Для этого режима индикация на щитке приборов не предусмотрена [19] .
— Давление в шинах следует увеличить на 0,2 бар [19] .
— Перед буксировкой убедитесь в том, что полная масса прицепа, полная масса автопоезда (GCW), полная масса автомобиля (GVW), полная нагрузка на мост (GAW) и нагрузка на дышло прицепа не выходят за пределы ограничений [14] .
— В целях обеспечения безопасности и беспрепятственного движения транспортного потока эксплуатация прицепа разрешается до подъемов не более 12%. Если в дальнейшем будут разрешены более высокие массы буксируемых прицепов, предел составит 8%.
— Подходящие диапазоны для езды с прицепной техникой — «2» или «3». Но перед поездкой ознакомьтесь с инструкцией: в ней указаны рекомендованные модели прицепного оборудования, дополнительные системы, необходимые для его буксировки, а также ограничения по массе для моделей с тормозами и без [13] .
Важно! Из-за различий в законодательстве разных стран могут различаться требования к буксировке прицепов, автомобилей и иных транспортных средств и устройств [14] .
Заключение
Буксировать прицеп можно. Это подтверждается не только руководством по эксплуатации к легковому автомобилю, но и опытом водителей.
Если не рисковать и соблюдать все правила эксплуатации буксировки на автомате, роботе или вариаторе, коробка передач останется неповрежденной [6] .
Помните, что движение с прицепом обладает своими особенностями. Поэтому все-таки партнером для прицепа будет механика. Но если выбора нет, ваш автомобиль оснащен АКПП, а прицеп везти нужно — то смело делайте это, соблюдая все правила.
Источники
- АО «Аргументы и Факты» https://aif.ru/auto/about/zachem_avtomaticheskim_korobkam_rezhimy_l_2_i_3 Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов https://mikrob.ru/viewtopic.php?p=860448#p860448 Форум «Город мастеров» https://mastergrad.com/forums/t77786-buksirovka-pricepa-avtomobilem-s-akpp/ Яндекс.Кью https://yandex.ru/q/question/transport/mozhno_li_buksirovat_pritsep_na_toiote_ebc9c710/
- ↑ 12 Drive2.ru https://www.drive2.ru/c/543177986648571956/
- ↑ 123 IZHLIFE https://izhlife.ru/cars/69700-korobka-avtomat-mozhno-li-tormozit-dvigatelem-i-buksirovat-otvechaem-na-voprosy-izhevchan.html Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/media/auto_moto_velo_foto/opasna-li-dlia-variatora-buksirovka-pricepa-5ed7a8754965f54ee78c510f Volkswagen Passat B6 club — Клуб любителей Фольксваген Пассат Б6 http://b6club.ru/viewtopic.php?f=11&t=26921 Ростовский Автофорум http://www.auto-rostov.ru/index.php?showtopic=98604 Drive2.ru https://www.drive2.ru/c/492270048526729284/
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87 Завод автоприцепов «Вектор» https://vector-trailer.ru/stati/kak-ezdit-s-pricapom-na-avtomate-pravila-bezopastnogo-bojdeniya/
- ↑ 12345 Руководство по эксплуатации Hyundai Solaris https://www.hyundai.ru/storage/manual/1582725233.pdf
- ↑ 123 Руководство по эксплуатации Honda CR-V https://auto.honda.ru/docs/ Руководство по эксплуатации Nissan Qashqai https://oldk.nissan-moscow.ru/upload/pdf/J11_OM14E-0J11E0E_ru.pdf Руководство по эксплуатации Skoda Kodiaq https://183024.selcdn.ru/skoda/pdf_manuals/kodiaq/A_SUV_Kodiaq_OwnersManual_2019-11.pdf Руководство по эксплуатации Skoda Octavia https://ws.skoda-auto.com/OwnersManualService/Data/ru/Octavia_5E/11-2012/Manual/Octavia/A7_Octavia_OwnersManual.pdf
- ↑ 123 Руководство по эксплуатации Renault Duster http://renault-automir.ru/Duster_manual.pdf
Руководитель проекта: Калимов Александр Андреевич
Редактор и корректор: Элеонора Арни
Правда и мифы о вариаторах – стоит ли их бояться?
На примере вариатора Jatco jf011e разберем мифы, связанные с её эксплуатацией и ответим на главный вопрос, стоит ли бояться бесступенчатой коробки.
В принципе, под эту гребенку подходят большинство клиноременных вариаторов, неважно, какой фирмы КПП. Все что будет сказано в этой статье, все можно смело отнести к ним тоже.
Можно ли буксовать на вариаторе?
Правда ли, что на вариаторе нельзя буксовать? – Да, долго буксовать на одном месте нельзя. Здесь главное слово «долго», произойдет перегрев коробки, а точнее трансмиссионной жидкости. Но, при необходимости можно, например, вы залезли в сугроб, и нужно выехать.
Устройство вариатора не предусматривает наличие шестерен, значит, нет жесткого сцепления между ними. Крутящий момент передается через ременную передачу, он может в определенный момент проскользнуть.
Когда это произойдет? Когда во время пробуксовки едущие колеса резко «словят» зацеп с твердой поверхностью. В этот момент один конус резко останавливается, а второй продолжает крутиться за счет оборотов двигателя. Именно сейчас произойдет проскальзывание ремня – это уже опасно для вариатора.
Чем это опасно?
Появление стружки с ремня приводит к её попаданию в масло коробки. Она способна собой забить редукционный клапан, фильтра, магниты. Она может попасть в гидроблок. Кроме того, ремень может оставить на конусах борозды, так называемые, задиры.
Отметины от ремня на конусах могут привести к полному отказу коробки. Вы давите на газ, а машина отказывается ехать. Это уже ремонт вариатора или покупка «контрактной» трансмиссии.
Итого. Буксовать можно, но нельзя давать резкой смены крутящего момента. Даже если это произошло, не уследили за оборотами мотора при пробуксовке, старайтесь это делать как можно реже. С первого, второго раза с вашим вариатором ничего страшно не случиться
Агрессивная езда или можно ли быстро ездить на вариаторе?
Этот пункт нужно разбить на две части:
- Резкий старт со светофора;
- Линейное увеличение скорости до больших значений.
Первый пункт – правда. При резком старте со светофора вариатор, а точнее его компоненты, испытывают нагрузки в три раза превышающие расчетных значений.
Когда автомобиль стоит на месте, а вы резко нажимаете «газ в пол», в гидротрансформаторе масло перегревается. Если часто это делать, оно теряет свои свойства, сокращая срок эксплуатации КПП.
Кроме того, когда гидротрансформатор блокируется, происходит быстрый износ фрикционов. Стружка от него также попадает в трансмиссионную жидкость со всеми печальными последствиями. Помните, что происходит, если диск сцепления полностью сотрется на «механике»?
Для заметки. Гидротрансформатор в вариаторе играет роль сцепления на механической коробке передач.
Второй пункт – линейный набор скорости – это миф. В таком режиме гидротрансформатор уже заблокирован. Его блокировка происходит в среднем 30-40 км/ч.
Поэтому, при плавном разгоне можно смело нажимать «тапку в пол». Крутящий момент будет полностью передаваться на вариатор, гидротрансформатор испытывать нагрузок не будет, он заблокирован и является единым целым. Вариаторная коробка будет работать в штатном режиме.
Можно ли буксировать прицепы автомобилем с вариатором?
Отчасти это миф. Буксировать прицепы, автомобили можно, если это делать плавно. Плавно тронуться с места, не выкручивая мотор до красной зоны, резко не ускоряться при маленькой скорости движения.
Как говорилось выше, самые большие нагрузки вариатор испытывает во время резкого старта автомобиля. Даже если у вас дополнительный груз в 500 кг., плавно начнёте движение, то коробке ничего страшного не будет. Но есть небольшая оговорка.
Буксировать прицепы, катера, возить на фаркопе в пол массы вашей машины не рекомендуется слишком часто. Если вы это собираетесь делать несколько раз в неделю, то автомобиль с вариатором вам не подойдет. Как не крути, вариатор более нежное устройство, в нем нет четких передач, а значит жесткого сцепления шестерён. Срок эксплуатации сокращается.
Нужно ли долго прогревать вариатор?
Это миф. Вариатор долго греть не нужно. Если у вас морозы -40, тогда да, минут 10 прогревать машину нужно. Это справедливо не только к CVT-коробкам, но и любой КПП, даже к механике. При таких морозах, если вы сразу поедете, МКПП тоже себя будет чувствовать плохо, вы это почувствуете.
Если температура не ниже -15 градусов, то долго греть вариатор не нужно. Достаточно в спокойном режиме прокатиться несколько километров, чтобы температура трансмиссионной жидкости вышла не рабочие параметры.
Тем более, электроника автомобиля будет жестко следить за вашей манерой езды. Если вариатор не достаточно прогрелся, она будет «душить» мотор, чтобы вы не раскручивали его до красной зоны и не травмировали КПП.
Подведем итог
- Буксовать можно, но нельзя давать резкую смену момента. Нельзя на больших оборотах двигателя цеплять колесом твердую поверхность.
- Стартовать со светофора «тапкой в пол» на вариаторе часто нельзя.
- Не рекомендуется злоупотреблять фаркопом.
- Не нужно долго прогревать вариатор, он прогреется при размеренной езде.
Согласны вы с такими выводами? – Напишите в комментариях. Спасибо за внимание.
Источник https://variator.expert/remont/variator-buksirovka
Источник https://mypricep.ru/articles/mozhno-li-taskat-pritsep-na-avtomate.html
Источник https://avtoyoutube.ru/pravda-i-mify-o-variatorakh.php