Бронеавтомобиль «Тигр», описание и особенности
В начале 21-го века в России произошел резкий и качественный скачок вперед в деле создания и принятия в эксплуатацию новой боевой техники. В это число входили и образцы ранее не имевших аналогов в войсках СССР. К числу данных образцов относится бронеавтомобиль «Тигр».
Данная боевая машина не имеет корней в Министерстве обороны, ее разработка велась по заказу третьего лица, и лишь после разработки и опробования она была принята на вооружения РА и МВД РФ.
История разработки бронированного автомобиля ГАЗ-2330
В начале 1999 года с руководством Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) связались представители фирмы Bin Jabr Group, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах. Они предложили профинансировать проект по созданию нового бронеавтомобиля для армии ОАЭ. Предполагалось, что эта машина сможет заменить американский «Хамви» (HMMWV), который оказался чрезмерно дорогим в эксплуатации.
С самого начала было ясно, что Bin Jabr Group – это не конечный заказчик броневика. Эта фирма была своего рода «передаточным звеном» для куда более крупной компании — King Abdullah II Design&Development Boreau (KADDB), известной, в частности, как наиболее крупный в регионе создатель боевой техники – как колесной, так и гусеничной. Таким образом, предложение выглядело очень серьезным.
Основные требования к новому автомобилю на тот момент выглядели следующим образом:
- Надежность эксплуатации в климатических условиях, свойственных Аравийскому полуострову (температура воздуха до +50 градусов по шкале Цельсия);
- Простота устройства основных агрегатов;
- Глубина преодолеваемого вброд водного препятствия – до 1,2 метра;
- Возможность въезда на склон (и съезда с него) под углом в 52 градуса;
- Уровень комфорта для экипажа должен соответствовать среднестатистическому легковому автомобилю.
Завод ГАЗ обладал немалым опытом по созданию армейских легковых вездеходов и бронетранспортеров, что позволило ему справиться с проектированием новой машины и изготовлением нескольких первых ее экземпляров в очень короткие сроки. Уже в 2001 году в Абу-Даби, на выставке вооружений IDEX, были продемонстрированы три бронеавтомобиля, обозначенные как Tiger.
Далее, произошла какая-то «мутная» и не очень понятная история: все три опытные машины остались в ОАЭ вместе с комплектом технической документации, при этом арабские заказчики отозвались о «Тигре» вполне комплиментарно. Контракт с дочерней фирмой ГАЗа «ПКТ», которая и занималась разработкой проекта, почему-то разорвали. Запланированные ранее совместные испытания так и не начались.
Руководство завода ГАЗ, видя такое положение, приняло решение использовать практически готовый проект в собственных интересах, предложив новый автомобиль министерствам внутренних дел и обороны. Никаких возражений от прежнего заказчика по этому поводу не последовало, а через несколько лет у ОАЭ появилась бронемашина Nimr (в переводе с арабского – «Тигр»).
В 2002 году на Горьковском автомобильном заводе были изготовлены три различных варианта автомобиля, получившего тогда обозначение ГАЗ-2975. Бронированным был лишь один из них, трехдверный. Два других имели более простой тентованный корпус. При этом внешний вид машины несколько изменился по сравнению с «арабским» вариантом. Первыми «испытателями» автомобилей стали бойцы московского специального отряда быстрого реагирования. Полученные результаты были положительно оценены министерством внутренних дел, которое пожелало закупить целую партию машин.
В 2005 году началось серийное производство «Тигров», но не на ГАЗе, а на Арзамасском машиностроительном заводе. Вскоре бронеавтомобиль «Тигр» стал поступать не только в подразделения МВД, но и в армию. В 2008 году они использовались во время «пятидневной войны» в Южной Осетии и Грузии, а в 2014 году эти машины «засветились» в Крыму, где с их участием проходило блокирование украинских воинских частей.
За годы, прошедшие с момента появления первых образцов «Тигра», было разработано немало его модификаций. Усиливались характеристики брони и защиты от мин, устанавливались новые образцы вооружения, создавались специализированные варианты. В 2020 году в Сирии была испытана очередная модификация этой машины – «Тигр-М», которая в ближайшие годы, видимо, станет в армии основной.
Основное предназначение
Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:
- Безопасная перевозка военнослужащих по территории, на которой могут встречаться различные диверсионные, иррегулярные или террористические формирования;
- Доставка солдат и грузов в оперативный тыл и прифронтовую полосу в условиях ведения «обычной» войны;
- Эвакуация раненых с поля боя;
- Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии оснащения соответствующим оружием);
- Огневая поддержка атакующих или обороняющихся подразделений;
- Обычная, химическая и радиологическая разведка;
- Доставка специальных полицейских сил к месту проведения операций по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.
В целом по своим функциям «Тигр» довольно близок к бронетранспортеру.
Конструкция бронеавтомобиля «Тигр»
Технические характеристики автомобиля «Тигр» вполне на уровне зарубежных аналогов, отличает его только одно, он способен нести службу в условиях нашего, российского климата. Что автоматически означает его универсальность: пустыня, тундра, лесостепь – «Тигр» свободно акклиматизируется к любому климату и грязи.
Автомобиль имеет рамную конструкцию, кузов цельнометаллический, на каркасной основе.
Грузовой отсек отделен от отделения управления перегородкой, но для упрощения эксплуатации эту панель сделали съемной. В грузовом салоне может располагаться различное радиотехническое оборудование, сиденья для десанта или боекомплект к установленному вооружению. Полторы тонны возимого веса это вполне оптимально для этого класса авто.
Стандартная комплектация состоит из следующих узлов и систем:
- независимая подвеска колес с рабочими элементами торсионов;
- гидравлический усилитель руля;
- система блокировки дифференциала главной передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
- система кондиционирования;
- электрический привод открытия/закрытия стекол;
- антиблокировочная тормозная система ABS;
- аудиосистема.
Силовая установка может иметь несколько вариантов, среди которых двигатель Cummins «В» с рабочим объемом V-5.9 и ЯМЗ-534/V-4.5. Вырабатываемая мощность от 180 до 215 л/с.
Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 выпускался в разных вариантах, отличавшихся между собой по бронированию, мощности силовой установки и вооружению.
ТТХ приводятся для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:
Полная масса | 7,8 тонны |
Снаряженная масса | 6,6 тонны |
Грузоподъемность | До 1,4 тонны + прицеп весом до 2,5 тонн |
Максимальная скорость по бездорожью | Точных данных нет, предположительно до 80 км/ч |
Максимальная скорость по шоссе | 125 км/ч (по другой информации, до 140 км/ч) |
Запас хода | 1000 километров |
Глубина преодолеваемого брода | 1,2 м |
Допустимый угол подъема | 30 градусов |
Ширина преодолеваемого рва | 0,5 м |
Высота преодолеваемого препятствия | До 40 см |
Клиренс | 400 мм |
Ширина колесной базы | 3 300 мм |
Высота корпуса (без оружия) | 2 300 мм |
Длина автомобиля | От 5650 до 5700 мм |
Ширина автомобиля | От 2300 до 2400 мм |
Баллистическое бронирование передней части машины отвечает уровню 3 (5-й класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминное – уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв устройства, эквивалентного по силе шести килограммам тротила при условии наезда на него колесом.
Модификации
Бронированный автомобиль имеет множество модификаций, которые разработаны для решения конкретных задач.
- ГАЗ-2975, является прототипом ГАЗ-2330;
- ГАЗ-2330, небронированный внедорожник с двух- и трехдверным кузовом. Это базовая модель всего семейства армейской машины;
- ГАЗ-233034 СПМ-1 — броневик для полиции с III классом защиты салона;
- ГАЗ-233036 СПМ-2 – броневик, имеющий V класс бронезащиты, грузовой салон рассчитан на 7 бойцов ОМОН или СОБР в полном боевом снаряжении;
- «Абаим-Абанат» СПМ-1. От базовой модели СПМ отличается только наличием подъемной штурмовой платформы, предназначена для антитеррористических групп СпН МВД и ФСБ.
- СБРМ СПМ-1 – боевая машина разведки для Росгвардии, на основе СТС «Тигр», оснащена оборудованием для наблюдения и штатным пулеметом. Экипажа 4 человека;
- Р-145БМА СПМ-2 – в салоне располагается блок радиосвязи и управления;
- АПЕ МБ СПМ-2 — мобильный штаб для командования МВД или войск Росгвардии;
- П-265 – передвижной узел связи, армейского типа;
- Тигр — «проект 420» — оснащается американскими двигателями Cummins и узлами трансмиссии Chrysler, предназначенными в США для мощного пикапа Dodge Ram;
- Тигр-6А – четырехдверный командный броневик;
- СБМ ВПК-233136 СПМ-2 – более развитая концепция внедорожника для Росгвардии. Крыша оснащена двумя люками. Может устанавливается универсальная турель спарка Корд-ПКБ-АГС. Окна, двери и борта оснащены бойницами;
- МЗ-304 «Горец» — передвижной минометный комплекс вооруженный 120-мм минометом типа 2Б11;
- ГАЗ-3121 «Тигр-2», гражданская версия военного внедорожника. В настоящий момент его можно свободно приобрести. Однако, не всем по карману покупка авто в стиле Military. Внедорожник оснащен американским атмосферным двигателем Cummins B205 и трансмиссией Chrysler. Вес машины 3500 кг. Средний расход дизельного топлива от 15 литров.
Преимущества и недостатки бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 обладает следующими достоинствами:
- Высокая проходимость;
- Комфортабельные (по военным меркам) условия поездки;
- Высокий уровень вариабельности машины – ее можно оснастить самыми разными видами оружия и специальных устройств;
- Возможность использования разных видов топлива.
В целом «Тигр» является вполне достойным конкурентом для практически любого западного «оппонента», что доказывается успешностью поставок этих машин за рубеж.
Вместе с тем имеются у него и недостатки:
- Недостаточно высокий уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока сохраняется отставание от иностранных аналогов, в том числе и от арабского «Нимра», хотя он и сконструирован на базе ГАЗ-2330;
- Кузов сделан цельносварным, в то время как наиболее современные варианты бронеавтомобилей имеют модульную конструкцию;
- Слишком высокая закупочная цена, не позволяющая покупать машины в большом количестве.
Опыт эксплуатации «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако, им пока еще почти не доводилось встречаться с сильным противодействием. Возможно, какие-то подобные эпизоды случались в Сирии, но информации о них немного.
Бронеавтомобиль «Тигр»: цена в руб., характеристики, двигатель, размеры
Обзоры
История создания бронированного автомобиля «Тигр» (ГАЗ-2330)
В начале 1999 года представители группы «Бин Джабр», зарегистрированной в ОАЭ, связались с руководством Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Они предложили профинансировать проект по созданию бронемашины нового типа для вооруженных сил ОАЭ. Предполагая, что эта машина могла заменить американский «Хаммер» (HMMWV), она оказалась очень дорогой в эксплуатации.
С самого начала было понятно, что группа «Бин Джабр» не является конечным заказчиком бронемашины. Компания является «передаточным звеном» для гораздо более крупной компании, Конструкторско-конструкторского бюро короля Абдаллы II (KADDB), известной прежде всего как крупнейший производитель колесной и гусеничной военной техники в регионе. Поэтому предложение выглядит очень серьезным.
Основные требования к новой машине на тот момент сводились к следующему:
- Надежность работы в климатических условиях, свойственных Аравийскому полуострову (температура воздуха до +50 градусов Цельсия);
- простота основного монтажа;
- Может преодолевать препятствия глубиной до 1,2 метра;
- Возможность въезда (и выезда) на склоны под углом 52 градуса;
- Комфорт экипажа должен соответствовать комфорту обычного легкового автомобиля.
Завод ГАЗ имеет большой опыт производства легких вездеходов и бронетранспортеров военного назначения, что позволяет в очень короткие сроки завершить проектирование новых автомобилей и изготовление первых нескольких машин. Еще в 2001 году на выставке вооружений IDEX в Абу-Даби были показаны три бронемашины под названием «Тигр.
Кроме того, есть «расплывчатые» и не очень понятные истории: все три прототипа остались в ОАЭ вместе с комплектом технической документации, а арабские заказчики очень хвалили «Тигра». По каким-то причинам контракт с дочерним предприятием ГАЗ ПКТ, занимавшимся разработкой проекта, был расторгнут. Запланированное ранее совместное испытание не началось.
Увидев такую ситуацию, руководство завода ГАЗ решило использовать готовившийся проект в свою пользу, предложив Министерству внутренних дел и обороны новую машину. Предыдущие заказчики этого не оспаривали, и через несколько лет ОАЭ получили бронемашину Nimr (в переводе с арабского «тигр»).
В 2002 году Горьковский автомобильный завод выпустил три разных модификации автомобиля, получившего тогда обозначение ГАЗ-2975. Броня как раз одна из них, три двери. Два других имеют более простой каркас палатки. При этом внешний вид автомобиля также изменился по сравнению с «арабской» версией. Первыми «испытателями» машины стали бойцы Московского отряда специального назначения быстрого реагирования. Достигнутые результаты были положительно оценены Министерством внутренних дел, которое захотело закупить целую партию машин.
Серийное производство «Тигра» началось в 2005 году, но не на ГАЗе, а на Арзамасском машиностроительном заводе. Вскоре бронеавтомобили «Тигр» стали поступать не только в подразделения МВД, но и в армию. В 2008 году они применялись во время «Пятидневной войны» между Южной Осетией и Грузией, а в 2014 году машины «засветились» в Крыму, приняв участие в блокаде украинских войск.
С момента появления первых образцов «Тигра» за эти годы было разработано множество модификаций. Были повышены характеристики броневой и противоминной защиты, установлены новые виды вооружения, созданы специализированные варианты. В 2020 году в Сирии прошла испытания еще одна модификация этой машины — «Тигр-М», и понятно, что в ближайшие годы она станет основным оружием в армии.
Главное предназначение бронеавтомобиля
Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:
- Безопасная транспортировка военнослужащих по территориям, где возможно присутствие различных диверсионных, иррегулярных или террористических групп;
- транспортировка солдат и грузов в тыл и на фронт в условиях ведения «обычной» войны;
- Эвакуировать раненых с поля боя;
- Бороться с бронетехникой или авиацией противника (при условии их оснащения соответствующим вооружением);
- огневая поддержка атакующих или обороняющихся подразделений;
- обычная, химическая и радиологическая разведка;
- На место проведения операции высылаются специальные отряды полиции для пресечения или задержания особо опасных преступников.
В целом танк «Тигр» по своим возможностям очень близок к бронетранспортеру.
Дизайн и конструкция бронемашины
Основным элементом автомобиля является сварная рама. На раму крепится кузов и другие необходимые элементы. Для прочности рама усилена лонжеронами. Корпус выполнен из прочной листовой стали. Примечательной особенностью кузова является наличие перегородки между пассажирским и грузовым отсеками. Этот внедорожник способен перевозить до 1,5 тонны груза, чего не может сделать ни один другой автомобиль этого класса. В стандартной комплектации Тигр может перевозить до 9 человек в пассажирском салоне и 2-4 человека в грузовом отсеке.
В стандартной комплектации Тигр оборудован гидроусилителем руля для более удобного управления машиной, а для более плавного хода установлена независимая торсионная подвеска. Находит свое применение и автоматическая система подкачки шин, которая прижилась в других автомобилях этого класса. Современные реализации не являются исключением. По желанию заказчика возможна установка следующего оборудования:
- электрические стеклоподъемники;
- аудиосистема;
- кондиционер;
- Антиблокировочная система.
В целом многие технические решения заимствованы у БТР-80. В основном это подвеска колес, межколесные дифференциалы, серьезно помогающие в преодолении сложного и болотистого бездорожья, устойчивость на высоких скоростях.
Главные технические характеристики
Tiger оснащен рядным шестицилиндровым двигателем с турбокомпрессором Cummins серии B мощностью 205 лошадиных сил или 150 киловатт.
габаритные размеры агрегата впечатляют: длина 5 м 70 см, ширина 2 м 20 см, высота 20 см. Колесная формула автомобиля 4х4. Размер шин 335/80 R20 позволяет уверенно ездить по любым типам дорог и бездорожью. В полной комплектации он весит шесть тонн. С полным топливным баком, а их аж два 70-литровых бака, Тигр преодолевает 1000 километров. Эта модель ГАЗ может развивать максимальную скорость 140 км/ч, но максимальная скорость, указанная на спидометре, составляет 160 км/ч. При повороте нужно около 10 метров пространства. Бронированные Тигры имеют разный уровень защиты в зависимости от модели.
Двигатель
Традиционный Тигр имеет дизельную силовую установку мощностью 205 лошадиных сил. Очень интересно, в версии Тигр-2 уже стоит двигатель мощностью 195 л.с. Не только снижает мощность, но и снижает расход топлива — всего 22 литра на 100 км.
Однако это не помешало ему разогнаться до 100 км/ч за 32 секунды. Первая версия Tiger потребляла 25 литров на гектолитр, хотя даже такой результат считается экономичным.
Планировалось установить пару топливных баков, доведя общую емкость до 136 литров. Силовой агрегат может продолжать работу практически в разных условиях, будь то 30-градусный мороз или 50-градусная жара.
Чтобы мотор успел остыть, был установлен вместительный радиатор жидкостного охлаждения. Максимальная скорость 160 км/ч достигается, но только при примерных условиях.
На практике большую часть времени машина не едет быстрее 127 км/ч при минимальной загрузке (всего 2 члена экипажа). Некоторые модели оснащены двигателями известных американских компаний Cummins B-180 и Cummins B-215.
Нетрудно догадаться, что у первого 180 лошадей, а у второго 215 лошадей. Оба двигателя имеют рабочий объем 5,9 л. Также использовался мотор ЯМЗ-534.
Трансмиссия
ГАЗ-2330 «Тигр» комплектуется 5-ступенчатой механической коробкой передач. Силовая установка Cummins B-180 синхронизирована с 6-ступенчатой механической коробкой передач Praga.
А вот Cummins B-215 комплектуется 5-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison. Также есть раздаточная коробка и кнопочный механизм блокировки межосевого дифференциала.
Подвеска
Автомобили в большинстве стандартных комплектаций имеют независимую торсионную подвеску всех колес. Его дополняют энергоемкие двухтрубные амортизаторы.
Торсионы установлены внутри лонжеронов рамы. Также он приобрел хорошую грузоподъемность – до 1500 кг. Он может перевозить до 10 человек.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его соперника «Хаммера»;
формула колеса | 4×4 | 4×4 |
Длина, мм | 5750 | 4550 |
ширина, мм | 2210 | 2160 |
высота, мм | 2205 | 1850 г |
Клиренс, мм | 400 | 405 |
центральная колесная база, мм | 3300 | 3300 |
колея, мм | 1850 г | 1650 |
зародыш | 335/80 Р20 | 370х125 R16.5 |
допустимая масса автомобиля, кг | 6000 | 5900 |
Грузоподъемность, кг | 1250 | 2400 |
топливный бак, литр | 70×2 | 95 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 | 129 |
Максимальная дальность, км | 1000 | 480 |
Допустимый угол подъема | 32 градуса. | 60 градусов. |
допустимый угол падения | 30 градусов. | — |
банк | 30 градусов. | — |
максимальная глубина преодоления брода, мм | 1200 | 760 |
радиус поворота, м | 10 | — |
Как было сказано выше, российский «Тигр» создавался по заказу ближневосточной компании как ответ американскому HMMWV.
Эти машины объединяет общий тип – рамная платформа, способная монтировать различные кузова. Существуют разные типы коробок передач: в США используется автоматическая 4-ступенчатая коробка передач, а в России — механическая. (Гражданская версия предлагает автоматическую коробку передач).
Западные модели оснащены восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем Detroit рабочим объемом 6,5 л, а российские — дизельным двигателем ЯМЗ объемом 4,4 л.
но разница в объеме не давала американцам динамического преимущества: 195 л/с против 215 л/с в пользу ярославцев.
Экипаж HMMWV — четыре человека, «Арзамас» — шесть истребителей. Как видите, техника очень похожа. В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его соперника «Хаммера»;
Модификации «Тигра»
ГАЗ-Тигр выпускается в нескольких модификациях и производится серийно. Это следующие модели:
- ГАЗ-233034, известный как СПМ-1 Тигр. Технология этой модели имеет три уровня баллистической защиты;
- ГАЗ-233036. Это следующая модель, получившая название СПМ-2 Тигр. Здесь защита была повышена до пятого уровня;
- ГАЗ-233014Тигр относится к военным автомобилям;
- Для командования была разработана КШМ Р-145БМА «Тигр;
- ГАЗ-233001 Тигр. Эта модель не имеет брони, предназначена для пересеченной местности и отлично подходит для бездорожья.
Насколько «Тигр» неприхотлив?
«Тигр-М» выпускается в трех модификациях: многоцелевая модификация представлена АМН-233114, специального назначения — АСН-233115, бронированная — СБМ ВПК-233136. На Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» был представлен вариант машины связи Tiger-US для замены командно-штабных машин. Однако в последнее время информации о судьбе этого образца нет.
Все типы «Тигров» сочетали в себе качества вездехода и скоростной автомашины. Они отличаются высокой проходимостью и неприхотливостью. Бытовые машины могут работать в любой географической зоне в диапазоне температур от -50 до +50 °С.
- Модернизированный бронеавтомобиль «Тигр-М»
- © Министерство обороны Российской Федерации
Согласно материалам Рособоронэкспорта, «Тигр-М» способен выполнять задачи на высоте до 4500 метров, преодолевать горные перевалы, выдерживать запыленность воздуха до 1,5 г/м³ и порывы ветра до 20 м/с. Машина может преодолевать отмели глубиной 1,2 м, вертикальные стены высотой 0,4 м и канавы шириной 0,5 м.
«Он (Тигр-М) оснащен независимой торсионной подвеской, что позволяет развивать максимально возможные скорости при движении по пересеченной местности с сохранением высокого уровня комфорта для экипажа и перевозимого десанта», — говорится на сайте Рособоронэкспорта».
Многоцелевой вариант «Тигр-М» имеет скорость не менее 110 км/ч по шоссе (по бездорожью — до 90 км/ч) и запас хода более 1000 км. На машине установлен двигатель ЯМЗ 5347-10/53472-10 разработки ОАО «Автодизель» (Ярославский автомобильный завод) номинальной мощностью 215 л.с с. Рабочий объем 4,43 литра. До капитального ремонта ресурс силовой установки составлял 300 000 километров.
В интервью RT в конце 2017 года гендиректор ВПК Александр Красовицкий назвал «Тигр-М» «всеядной» машиной. По его словам, автомобиль способен работать на любом виде топлива — «будь то керосин, дизель или бензин» — и развивает максимальную скорость 155 км/ч.
Все колеса «Тигра-М» оснащены гидравлическими телескопическими амортизаторами. Машина выпускается с механической и автоматической коробками передач. Компоненты машины унифицированы с агрегатами бронетранспортера БТР-80, получившего положительные отзывы военных по проходимости, проходимости и надежности.
«В качестве стандартного оборудования на машину устанавливается центральная система подкачки шин, позволяющая водителю в любой момент изменить давление в шинах в зависимости от дорожных условий, электрическая лебедка тяговым усилием 4000 кг и фильтрующее устройство», — говорится в сообщении. Рособоронэкспорт».
О гражданской версии машины
Гражданский вариант машины создан в 2009 году на базе обычного военного варианта, в котором применены все технологии, применяемые для боевых машин.
Он предназначен для покупателей, которым нужен надежный внедорожник для перевозки людей и различных грузов по пересеченной местности.
Гражданский внедорожник
В отличие от прототипа, машина имеет небронированный алюминиевый корпус повышенной грузоподъемности. Интерьер Tiger также был улучшен. Благодаря хорошей проходимости, комфорту и приемлемой стоимости эта модель пользуется популярностью не только у «нефтяных» директоров, но и у охотников, рыбаков и туристов.
Салон гражданского издания
Автомобиль поставляется с вместительным багажником с лестницей над задней дверью. На крыше есть люк с электроприводом, кожаная и замшевая обивка. Кроме того, Тигр оснащен электрорегулировкой передних сидений и камерой заднего вида.
Стоимость бронеавтомобиля «Тигр» в рублях
Фото ГАЗ-2330
Автомобили Tiger доступны далеко не всем, в основном их могут купить только различные военные ведомства. Однако существуют и несерийные гражданские версии автомобилей «Тигр», и именно эти модели могут купить обычные «смертные». Стоимость гражданской версии Тигра начинается от 91 000 долларов или 5 138 000 рублей по текущему курсу. Самая дорогая гражданская версия Тигра будет стоить 6 108 400 рублей. Впечатляющие цены на российские внедорожники.
Достоинства и недостатки бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 имеет следующие преимущества:
- высокая проходимость;
- Комфортные (по военным меркам) условия путешествия;
- Высокий уровень вариативности машины – ее можно оснастить самым разнообразным вооружением и специальными устройствами;
- Возможность использования различных видов топлива.
В целом «Тигр» составляет сильную конкуренцию практически всем западным «противникам», о чем свидетельствуют успешные поставки этих машин за рубеж.
Однако есть у него и недостатки:
- Уровень защиты недостаточно высок, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока отстает от зарубежных аналогов, в том числе арабского Нима, хотя и спроектированного на базе ГАЗ-2330;
- Корпус полностью сварной, при этом самые современные версии бронеавтомобиля имеют модульную конструкцию;
- Закупочная цена слишком высока, чтобы позволить покупку машин в больших количествах.
Опыт эксплуатации «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако пока обратной реакции на них почти не встречалось. Не исключено, что какие-то подобные инциденты имели место и в Сирии, но информации о них мало.
Фотографии
Видео автомобиля
Бронеавтомобиль Тигр – случайный проект армии РФ
В начале XXI века в Российской Федерации произошёл качественный скачок вперёд в деле создания и принятия в эксплуатацию новой боевой техники. В том числе и образцов ранее не имевших аналогов в войсках СССР, одним из таких образцов является бронеавтомобиль «Тигр».
Как ни странно это будет звучать, но, в отличие от других образцов вооружения, эта машина не имеет корней в Министерстве обороны, её разработка велась по заказу третьего лица, и лишь после разработки и опробования она была принята на вооружения РА и МВД РФ.
История возникновения
Необходимость использования в армии автомобилей проявилась еще во время Второй Мировой войны, её не зря называли «войной моторов», использовались не только транспортные возможности авто, но и мобильные характеристики легковых автомобилей.
Стоит отметить активное использование «Виллисов», «Доджей» и «Лендроверов» в войсках с целью проведения разведки, патрулирования и диверсионных операций. Известны, например, факты установки на автомобили артустановок, пулеметов с целью усиления вооружения и длительная и эффективная патрульная служба «розовых пантер» в Африке.
После мировой войны доктрина мобильных сил незначительно поменялась.
Для армейских подразделений требовались легкие и маневренные автомобили с повышенной проходимостью. Но в России к этой доктрине пришли только на границе веков, когда стало понятно, что прорыв танковых клиньев и использование дивизий и армейских соединений в мобильном конфликте себя не оправдывают.
Были разработаны и новые требования к армейскому автомобилю, в их число входили:
- возможность обеспечения легкой броневой защиты экипажа и десанта;
- установка вооружения, в том числе и ПТУР;
- надежная база и двигатель;
- повышенная проходимость;
- возможность использования в различных климатических поясах.
Наиболее известным образцом подобного транспортного средства является бронеавтомобиль типа HMMWV, производства США, его гражданская версия «Хаммер» известна практически всем. Но, на момент принятия новой доктрины подобные «Хамви» автомобили в числе имевшихся в РА отсутствовали. Бронеавтомобиль Министерство обороны получило по довольно интересному варианту развития событий.
Король Иорданского Королевства Абдалла II принял решение организовать в стране собственное производство военной техники. Компанию назвали – King Abdullah II Design and Development Bureau, в переводе: конструкторское бюро короля Аблуллы II. Перед КБ стояла задача: спроектировать национальные образцы боевых транспортных средств, в том числе и легкого бронеавтомобиля типа «Хамви».
Разработку проекта поручили арабскому предприятию Bin Jabr Group Ltd, которое в свою очередь обратилось за помощью для создания многоцелевого транспортного средства к российской компании ГАЗ. Цена контракта составила $ 60 млн.
Согласно условиям контракта, российские конструкторы взяли обязательство построить три опытные машины с различным вариантом кузова.
Экспортный заказ изначально планировался как аналог HMMWV, и гражданская разновидность авто не обсуждалась. Основным требованием технического задания к бронеавтомобилю было следующее:
- низкая стоимость производства;
- возможность эксплуатации в условиях пустыни, а значит высокой температуры и большого количества пыли, чего не выдерживали американские «Хамви»;
- высокая манёвренность и проходимость;
- большой объем для транспортировки личного состава или специального оборудования;
- возможность установки бронирования для защиты личного состава от стрелкового оружия или минных заграждений.
Прообразом для нового армейского внедорожника стал гражданский «Хаммер». К участию в создании броневика подключили некоторые КБ российских предприятий. Через небольшой период времени, условия контракта были исполнены, и заказчику продемонстрировали готовые модели. Прототип обозначили индексом ГАЗ -2975 «Тигр».
Созданный прототип соответствовал условиям заказа и был принят арабской стороной без нареканий. Три единицы новой техники были представлены на международной выставке вооружения IDEX-2001, проходившей в Абу-Даби(ОАЭ) с 18 по 22 марта 2001 года. Автомобиль носил название – Tiger HMTV (High Mobility Transportation Vehicle — высокомобильное транспортное средство).
Успех воодушевил партнёров на совместное производство, которое планировалось на предприятиях BJG и ГАЗ.
На Ближнем Востоке начали самостоятельно выпускать HMTV с 2005 года, и количество собранной техники составило 500 единиц. Автомобиль получил название «Nimr».
В тоже время у российских промышленников остались необходимые чертежи и разработки для развития проекта бронеавтомобиля такого класса, но уже приспособленного для российских условий. В процессе испытаний, проходивших на исходе 2002 года в Московском СОБРе, бронеавтомобилем «Тигр» всерьёз заинтересовалось руководство МВД.
На партию внедорожников был сделан первый заказ, который поручили Арзамасскому машиностроительному заводу. Завод занимается выпуском и ремонтом БТР и освоение лёгкого бронеавтомобиля было вполне практично поручить именно этому предприятию, имевшему значительны опыт в производстве бронекорпусов.
Конструкция
Технические характеристики автомобиля «Тигр» вполне на уровне зарубежных аналогов, отличает его только одно, он способен нести службу в условиях нашего, российского климата. Что автоматически означает его универсальность: пустыня, тундра, лесостепь – «Тигр» свободно акклиматизируется к любому климату и грязи.
Автомобиль имеет рамную конструкцию, кузов цельнометаллический, на каркасной основе.
Грузовой отсек отделен от отделения управления перегородкой, но для упрощения эксплуатации эту панель сделали съёмной. В грузовом салоне может располагаться различное радиотехническое оборудование, сиденья для десанта или боекомплект к установленному вооружению. Полторы тонны возимого веса это вполне оптимально для этого класса авто.
Стандартная комплектация состоит из следующих узлов и систем:
- независимая подвеска колёс с рабочими элементами торсионов;
- гидравлический усилитель руля;
- система блокировки дифференциала главной передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
- система кондиционирования;
- электрический привод открытия/закрытия стёкол;
- антиблокировочная тормозная система ABS;
- аудиосистема.
Силовая установка может иметь несколько вариантов, среди которых двигатель Cummins «В» с рабочим объёмом V-5.9 и ЯМЗ-534/V-4.5. Вырабатываемая мощность от 180 до 215 л/с.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви»;
Модель | ГАЗ-2330 | HMMWV-M1151A1 |
---|---|---|
Колесная формула | 4 Х 4 | 4 Х 4 |
Длина, мм | 5750 | 4550 |
Ширина, мм | 2210 | 2160 |
Высота, мм | 2205 | 1850 |
Клиренс, мм | 400 | 405 |
Межосевая колёсная база, мм | 3300 | 3300 |
Колея, мм | 1850 | 1650 |
Шина | 335/80 R20 | 370х125 R16.5 |
Разрешённая масса ТС, кг | 6000 | 5900 |
Грузоподъёмность, кг | 1250 | 2400 |
Топливный бак, л | 70 х 2 | 95 |
Предельная скорость, км/ч | 140 | 129 |
Предельная дальность хода, км | 1000 | 480 |
Допустимый угол подъёма | 32 град. | 60 град. |
Допустимый угол спуска | 30 град. | — |
Крен | 30 град. | — |
Максимальная глубина брода, мм | 1200 | 760 |
Радиус поворота, м | 10 | — |
Как уже было написано выше, российский «Тигр» создавался в качестве ответа американскому HMMWV по заказу Ближневосточной компании.
Объединяет эти машины общий тип – это рамная платформа с возможность установки различных кузовов. Трансмиссия имеет разный тип: на американце автоматическая 4-х ступенчатая коробка, а на российском механическая КПП. (АКПП предусмотрена на гражданской версии).
Западная модель оснащена восьмицилиндровым V-образным двигателем Detroit Diesel объемом 6,5 литров, а россиянин дизельным ЯМЗ 4,4 литра.
Но разница в объёмах не дала преимущества американцу в мощности: 195 л/с против 215 л/с в пользу ярославца.
Вместимость экипажа в HMMWV – 4 человека, в Арзамасском броневике могут разместиться по посадочным местам 6 бойцов. Как видно, техника действительно очень схожа. В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви»;
Модификации
Бронированный автомобиль имеет множество модификаций, которые разработаны для решения конкретных задач.
- ГАЗ-2975, является прототипом ГАЗ-2330;
- ГАЗ-2330, небронированный внедорожник с двух- и трёхдверным кузовом. Это базовая модель всего семейства армейской машины;
- ГАЗ-233034 СПМ-1 – броневик для полиции с III классом защиты салона;
- ГАЗ-233036 СПМ-2 – броневик, имеющий V класс бронезащиты, грузовой салон рассчитан на 7 бойцов ОМОН или СОБР в полном боевом снаряжении;
- «Абаим-Абанат» СПМ-1. От базовой модели СПМ отличается только наличием подъемной штурмовой платформы, предназначена для антитеррористических групп СпН МВД и ФСБ.
- СБРМ СПМ-1 – боевая машина разведки для Росгвардии, на основе СТС «Тигр», оснащена оборудованием для наблюдения и штатным пулемётом. Экипажа 4 человека;
- Р-145БМА СПМ-2 – в салоне располагается блок радиосвязи и управления;
- АПЕ МБ СПМ-2 – мобильный штаб для командования МВД или войск Росгвардии;
- П-265 – передвижной узел связи, армейского типа;
- Тигр – «проект 420» – оснащается американскими двигателями Cummins и узлами трансмиссии Chrysler, предназначенными в США для мощного пикапа Dodge Ram;
- Тигр-6А – четырёхдверный командный броневик;
- СБМ ВПК-233136 СПМ-2 – более развитая концепция внедорожника для Росгвардии. Крыша оснащена двумя люками. Может устанавливается универсальная турель спарка Корд-ПКБ-АГС. Окна, двери и борта оснащены бойницами;
- МЗ-304 «Горец» – передвижной миномётный комплекс вооруженный 120-мм минометом типа 2Б11;
- ГАЗ-3121 «Тигр-2», гражданская версия военного внедорожника. В настоящий момент его можно свободно приобрести. Однако, не всем по карману покупка авто в стиле Military. Внедорожник оснащён американским атмосферным двигателем Cummins B205 и трансмиссией Chrysler. Вес машины 3500 кг. Средний расход дизельного топлива от 15 литров.
Заключение
За 12 лет серийного производства военных и гражданских версий, от эксплуатантов поступают положительные отзывы.
«Тигр» – высокомобильное средство передвижения, благодаря конструкции которого, бойцы чувствуют себя в безопасности, а частные лица ощущают максимальную уверенность во внешнем виде, системе управления, узлах и агрегатах мощного внедорожника.
По отзывам бойцов специальных подразделений, принимавших участие в локальных боевых конфликтах, ТС проявило себя, как надёжная боевая единица.
Находясь на службе, бронированный автомобиль спасёт ещё не одну жизнь солдату и офицеру, а его грозный вид может заставить сложить оружие врагов и не испытывать судьбу на прочность.
Источник https://army-today.ru/tehnika/tigr
Источник https://kranigruz.ru/broneavtomobil-tigr/
Источник https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/tigr/