ВАЗ-2109, КПП: устройство, причины поломок и особенности ремонта

Содержание

ВАЗ-2109, КПП: устройство, причины поломок и особенности ремонта

Каждый автовладелец трепетно относиться к своей машине. В обязательном порядке приходится контролировать работу множества механизмов, а в частности трансмиссии. Коробка передач ваз 2109 очень вынослива и неприхотлива в своем обслуживании, но все же, есть некоторые тонкости, которые нужно учитывать, работая с ней. КПП ВАЗ 21099 – это механическая система, которая совершает свои действия с участием педали сцепления. Сборка и разборка данного механизма может проводиться самостоятельно, но нужно обладать некоторыми навыками, для того, чтобы не навредить.

Схема КПП

Обозначения

Коробка передач ВАЗ 2108 практически ничем не отличается от последующей модели. Отремонтированная система не издает лишнего шума, все переключения проходят плавно, машина едет не дергаясь, на положенных оборотах.

Главное, что нужно – это постоянно следить за ее состоянием, контролировать рабочие процессы и не подвергать сильному напряжению. КПП ВАЗ 2108 – это надежность, а также низкая стоимость обслуживания, так как российские детали гораздо доступнее зарубежных.

Полезные советы

Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.

Эксплуатируя автомобиль в условиях города, переключать передачи приходится чаще. Потому тут рекомендуется использовать моторное масло. Так эффективность синхронизаторов сохраняется дольше. Для трасс лучше подходит трансмиссионное масло, повышающее ресурс подшипников, шестеренок, хотя синхронизатор служит меньше.

Внутреннее устройство коробки



Какое масло заливают в КПП ВАЗ 2109, советы профи

Система зажигания ваз 2109, устройство, принцип работы

Выбирая масло для «девятки» особо экспериментировать не стоит, достаточно прочитать руководство по эксплуатации автомобиля. Можно также поинтересоваться мнением владельцев этой марки, каковых очень много. Что касается рекомендаций завода, то производитель рекомендует использовать минеральные всесезонные марки:

Рексол Т — SAE 80W-85 класса Gl-4. Омскойл Транс П. Волнез ТМ4 — SAE 80W-90 класса GL-4.

Завод-производитель практически всегда заливает в коробки минеральное масло фиормы Лукойл. Его вполне хватает на первое время. Однако для эксплуатации в зимнее время оно подходит не очень, поэтому после покупки рекомендуется заменить масло на любое из перечисленных выше.

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  1. На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  2. На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  3. Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  4. К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  5. Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.

Дефектовка коробки передач

Ваз-2109, кпп: устройство, причины поломок и особенности ремонта
Теперь переходим к дефектовке, которая должна выявить, какие детали необходимо заменить. Мы показывали, что шестеренки полуосей могут выскочить. Вставляем деревянный брусок, который будет фиксировать от проворота шестерни. Если сателлитные шестерни сильно изношены, то их тоже надо заменить. Нам остается открутить и снять вилку выбора скоростей.

Приступаем к разборке валов. Проверяем состояние подшипников валов, чтобы они крутились мягко, без заеданий. На первичном валу все шестерни цельные. В идеале ремонт коробки передач подразумевает замену всех шарикоподшипников. Зажимаем вторичный вал в тисках, аккуратно, чтобы не повредить шестерни, снимаем их с шайбами. Извлекаем синхронизатор третьей и четвертой передачи в сборе.

Далее вынимаем шестерню третьей ступени, игольчатый подшипник, колечко и два полукольца. Магнитиком извлекаем шарик. Удаляем шестерню второй ступени. Теперь, чтобы снять синхронизатор первой и второй скорости, есть стопорное кольцо, которое нужно снять.

Снимаем колечко и звездочку первой ступени. Остается игольчатый подшипник со стопорным колечком. Вытаскиваем его. Теперь вторичный вал разобран целиком.

Неисправности и их устранение

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

  • Износились зубья на шестеренках;
  • Износились подшипники;
  • Снизился уровень масла в коробке передач
  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте при необходимости сальники
  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты
  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод
  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
  • Замените блокирующее кольцо
  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Конструкции КП автомобиля ВАЗ 21099

  • На первичном валу поз. 23 (рис. 1) расположен блок ведущих шестерен, которые постоянно находятся с ведомыми шестернями передач в зацеплении, при движении вперед.
  • На вторичном валу поз. 33 расположены ведомые шестерни на игольчатых подшипниках. На нем же расположены два синхронизатора.
  • Вторичный вал изготовлен совместно с ведущей шестерней основной передачи. Двухсателлитный дифференциал, к фланцу коробки которого прикреплена ведомая шестерня поз. 34 основной передачи.

Рисунок 1. Основные узлы и детали коробки передач автомобиля ВАЗ 21099

Подшипники дифференциала устанавливаются с натягом, который регулируется подбором разной толщины колец поз. 4.

Причины, вызывающие неисправность КП и методы их устранения

Для каждого автомобиля есть справочник по уходу за ним, где имеется определенная инструкция по устранению некоторых неполадок.Итак:

Причинами могут быть:

  1. износ зубьев на шестеренках;
  2. износ подшипников;
  3. возможно, понизился уровень масла в коробке.
  1. доливается масло;
  2. меняются изношенные детали и подшипники;
  3. при необходимости заменятся поврежденные сальники.

Возникают трудности при переключении передач.

Причинами могут быть:

  1. не полностью выжимается сцепление;
  2. произошла деформация тяги, управляющей механизмом осуществляющим переключение передач;
  3. деформация реактивной тяги;
  4. ослабились винты крепящие шарнир или рычаг штока выбирающего передачи;
  5. неправильно выбрана регулировка привода, осуществляющего переключение передач;
  6. вышли из строя пластмассовые детали в приводе, переключающем передачи.
  1. если возможно, выпрямляются тяги, при необходимости они подлежат замене;
  2. затягиваются винты;
  3. регулируется привод переключения передач;
  4. заменяются поврежденные детали.

Коробка передач ваз 21099 ремонт – износ штоков и вилок для переключения передач

Передачи самопроизвольно выключаются.

Причинами могут быть:

  1. повреждены или износились торцы зубьев синхронизаторов на муфте и шестерне;
  2. появились трещины или расслоение резины, возникшие на задних опорах, которые создали на них повышенное колебание силового агрегата;
  3. неправильная регулировка привода переключающего передачи или неправильно натянут защитный чехол тяги вызывают недовключение передач.
  1. заменяются поврежденные и изношенные детали;
  2. регулируется привод;
  3. поправляется чехол на тяге.

При включении передач возникает шум или треск.

  1. недостаточное выключение сцепления;
  2. износилось блокирующее кольцо синхронизатора включаемой передачи.

Устраняется заменой блокирующего кольца.

Причинами могут быть:

  1. износились сальники первичного вала;
  2. изношен шток выбора передач;
  3. вышел из строя уплотнитель валика привода спидометра:
  4. произошло ослабление крепления картера или крышки на КП;
  5. повредился герметик под крышкой;
  6. ослабилось крепление, которое закрывает сливное отверстие.
  1. необходимо заменить: сальники, герметик, прокладки;
  2. подтянуть болты и гайки;
  3. подтянуть сливную пробку.

Демонтаж

Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.

  • Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
  • Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
  • От картера сцепления отключите массу (провод).
  • На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
  • С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  • Отключите колодку от тягового реле.
  • Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  • Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  • Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  • Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  • Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  • Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  • Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  • Отключите второй ШРУС.
  • Демонтируйте щит картера сцепления.
  • Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  • Снимите коробку.
Читать статью  Назначение и принцип работы основных датчиков АКПП

Аккуратно снимаем КПП

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

снятие и установка коробки передач на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Установите автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на подъемник или смотровую канаву. Поднимите капот и зафиксируйте капот в этом положении. Перед снятием коробки передач с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи, а также слейте масло из коробки передач.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Снимать коробку передач с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 удобнее вдвоем с помощником.

1. Отверните болты крепления и снимите защиту картера.

2. Отверните болт и отсоедините провод «массы» от картера сцепления.

3. Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.

4. Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления.

5. Отсоедините колодку с проводом от вывода тягового реле стартера.

6. Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера.

7. Отверните три гайки (третья с другой стороны стартера) крепления и снимите стартер.

8. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.

9. Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра.

10. Отсоедините колодку с проводом от выключателя света заднего хода.

11. Ослабьте затяжку гайки крепления растяжки к рычагу подвески.

12. Отверните гайку крепления растяжки к кронштейну или три болта крепления кронштейна к кузову автомобиля и разведите левую и правую растяжки в стороны.

13. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.

14. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.

15. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.

16. Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.

17. Выдавите монтировкой из коробки передач хвостовик одного из внутренних ШРУСов привода передних колес и отведите его в сторону.

18. Вставьте вместо него технологическую заглушку (например, старый внутренний ШРУС). После этого отсоедините второй ШРУС.

19. Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления.

20. Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.

21. Положите на фланцы крыльев в районе опор передних стоек подходящие деревянные опорные бруски и установите на них брус для вывешивания двигателя.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Брус должен опираться только на фланцы крыльев!

22. Прицепите двигатель за рым к брусу длинным болтом с крюком. Для этого также можно воспользоваться прочной веревкой или проволокой.

23. Отверните две гайки крепления задней опоры двигателя к кузову автомобиля.

24. Отверните гайку и выньте болт левой опоры двигателя.

25. Отверните три гайки крепления левой опоры двигателя к коробке передач и снимите опору.

26. Окончательно отверните три болта и гайку (с другой стороны коробки передач). При снятии коробки передач с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, сначала отведите коробку передач от двигателя в горизонтальной плоскости, чтобы вывести первичный вал из сцепления. Не повредите при снятии лепестки диафрагменной пружины сцепления.

Читайте также: Как прокачать тормоза на ВАЗ 2114 (видео) – признаки наличия воздуха, порядок прокачки

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Перед установкой коробки передач на автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 рекомендуется смазать шлицы первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки выжимного подшипника выключения сцепления тонким слоем консистентной смазки. Отцентрируйте ведомый диск сцепления специальной оправкой (см. «Ремонт сцепления»).

Установите на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач в обратном порядке с учетом следующего. 1. Моменты затяжки резьбовых соединений см. в приложении 1.

2. При подсоединении приводов передних колес к коробке передач замените стопорные кольца на шлицевых концах внутренних ШРУСов. Иначе есть вероятность отсоединения приводов от коробки передач во время движения.

3. Окончательно затягивайте гайку крепления растяжки к рычагу при нагруженной подвеске, когда автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 стоит на земле.

Коробка передач ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (вид снизу):

1 — коробка передач; 2 — задняя опора двигателя; 3 — пробка маслосливного отверстия; 4 — тяга привода переключения передач; 5 — двигатель; 6 — внутренние ШРУСы; 7 — выключатель света заднего хода; 8 — левая опора двигателя; 9 — растяжка

Разборка

Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.

  • Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
  • Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
  • Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
  • Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
  • Включите любую из двух передач — 3 или 4.
  • Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
  • Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
  • Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
  • Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
  • Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
  • Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
  • Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
  • Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
  • Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
  • Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
  • Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.

Ювелирная работа

  • Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
  • Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
  • Снимите заднюю опору двигателя.
  • Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
  • Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
  • Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
  • Снимите картер коробки передач.
  • Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
  • Снимите вилку и шток.
  • Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
  • Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.

Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.

Разобранная КПП

Замена заднего подшипника

Вовсе не обязательно разбирать КПП, чтобы самостоятельно заменить подишпник первичного вала. Но без снятия коробки передач не обойтись.

  • Сняв коробку передач, демонтируйте колокол и снимите стопорные кольца.
  • С помощью мощной отвертки подденьте подшип, используя его кольцевую проточку.
  • Задействовав подшипник
    промвала как опору, сдвиньте немного вперед

На что обратить внимание

Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:

  1. Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
  2. Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
  3. Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
  4. Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
  5. Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
  6. Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
  7. Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.

Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.

В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.

О масле

Для хорошей работоспособности ваз 2109 все важные узлы должны быть покрыты маслом. Обычно производитель самостоятельно устанавливает марку моторного и трансмиссионного мала, которой рекомендовано использовать в машинах данной модели.

Если же вы не обладаете такой информацией, следует учесть, основное предназначение машины:

  • если ваз эксплуатируется по отличным дорогам областного центра – для этого существует определенный тип масла;
  • если вы гоняете на авто – идеальным вариантом станет трансмиссионное.

Не забывайте поддерживать оптимальный уровень масла

При наполнении масла следует учитывать, что коробка ваз 2109 требует чуть большее его количество. Только такой подход поможет защитить и покрыть все запчасти, расположенные у выхода картера.

Читать статью  Выбираем Chevrolet Lacetti с пробегом: надежные и ненадежные моторы и коробки

Поскольку кпп является втором по важности элементом авто, при малейших поломках необходимо сразу же устранять недостатки.

Рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти с коробкой передач.

Самостоятельное выключение передачи

  • изношенность шестеренок и замков на муфте;
  • несоблюдение правил эксплуатации транспортного средства;
  • некорректно выбранный скоростной режим;
  • неправильное переключение при плохо отрегулированном сцеплении;
  • непрофессиональный ремонт кпп (игнорирование замены муфты);
  • игнорирование ремонта при наличии посторонних шумов в виде хруста.

При своевременном обращении в СТО коробку передач ваз еще как то можно будет спасти. Если же состояние слишком запущено – рассчитывайте на дорогостоящий ремонт.

О чем говорят шумы в коробке 2109

Бесшумных коробок не бывает В каждой из них имеется предельно допустимый уровень шума, который установлен ГОСТом.

  • Посторонний шум коробки ваз может происходить в результате работы шестеренок и подшипников;
  • Отработавшее или некачественное масло, также является причиной шумов;
  • Иногда причиной его появления может быть работа силового агрегата. В таком случае могут быть нестабильные обороты или установлен мощный распредвал.

Описывать посторонние шумы можно вечно, поскольку каждый водитель их слышит по-разному. Для более полного понимания причины, необходимо провести диагностику кпп.

Хруст при переключении передачи

  • Чрезмерная или неправильная эксплуатация автомобиля.

При наличии хруста потребуется замена синхронизатора. Если вы решите сэкономить на нем, в дальнейшем следует ожидать покупки целого блока шестеренок. Кроме этого, наличие хруста может говорить о том, что пора сменить отработавшее масло. А возможно оно залито не той степени вязкости?

Стуки

  • Если вы услышали стуки в 21099, незамедлительно следует проверить шестеренки. Возможно, у одной из пар появился скол;
  • При появлении стука во время движения, либо когда переключаете коробку с одной передачи на другую – обратите внимание на сателлиты. Скорее всего износились именно они.

Лопнула коробка передач на ВАЗ

  • Приобретать или нет новую коробку, решать только вам. Посудите сами, ее ремонт может вам обойтись ту же самую цену, что и покупка новой.

Коробка нестабильно и жестко переключается

  • За причину данного вида неполадки коробки 21099 отвечает синхронизатор или шестеренка. В некоторых случаях такая ситуация может наблюдаться при покупке новых кпп или после проведения ее ремонта.

В любом случае следует знать, что при покупке новой машины необходимо делать обкатку. Жесткая эксплуатация транспортного средства приводит к серьезным неполадкам.

Ремонт коробки передач ваз 2109 — делаем правильно

Снимаем коробку передач

ВАЗ 2109 ремонт коробки передач, с этой проблемой сталкиваются многие автолюбители. Я никогда не скажу, что это сильно простая задача, но решимая.
И эту работу можно выполнить своими руками, но потребуется набраться терпения. В этой статье будет изложена пошаговая инструкция.
Фото и видео тоже помогут вам решить этот вопрос.

Неисправности КПП ВАЗ2109

Прежде чем начать работу по ремонту, стоит понять, от чего может возникнуть неисправность и после этого решать. Как ее устранить.
Ведь машина это механизм, где все взаимосвязано. И это означает, что сделав ремонт, данная деталь опять может выйти из строя.
Надо решить вопрос, чтобы это не повторилось

Делаем диагностику КПП ВАЗ 2109 самостоятельно

Лучше это сделать на станции, однако первый осмотр важен, надо хотя бы понять, что случилось. В этом случае даже если поехать на станцию, им будет достаточно сложно содрать лишние деньги и вешать лапшу о не существующих проблемах.
Итак:

  • Советую периодически смотреть на остановках под машину, тогда вы можете вовремя заметить потеки масла. Это уже будет сигналом, что потребуется замена, как минимум сальника в коробке передач;
  • Чаще проверяйте уровень масла в двигателе. По правилам требуется это делать либо раз в год, либо через 20000 пробега. Но это писал тот, у кого не было машины.
    Делайте это гораздо чаще;
  • Во время переключения скорости вы обязательно почувствуете плавность хода ручки переключения. Если будут затруднения, тогда это сигнал о вопросе ремонта и не следует затягивать с этим делом.

Что и почему может быть неисправно

Эти машины тем хороши, что уже по характеру работы механизма можно судить и о ремонте. Данная модель довольно давно находится на рынке и секретов в ней довольно мало.
Передачи при движении переключаются с затруднениями.
Для этого характеры следующие неисправности:

  • Может полностью отсутствовать смазочный материал, или вал, который изменяет передачи просто заклинило;
  • Могут быть повреждены колеса зубчатые в КПП, или там находится инородный предмет;
  • Произошла деформация вилки коробки передач;
  • Изношен ползун синхронизатора.

Происходит выбивание передачи во время движения. В этом варианте ручка передач сама может возвращаться на нетралку.

  • Такое часто можно наблюдать при покупке автомобиля и это производственный брак. Не ведитесь на лапшу продавцов. Пробуйте другой автомобиль.
    При гарантийном ремонте вы тоже можете потратить кучу времени и сил;
  • Могут износиться зубья шестерен и зубчатый венец принимает конусообразную форму. В этом варианте во время движения производится расцепление шестерен самостоятельно;
  • При износе вала КПП, шестерен или подшипников, может выскакивать подшипник, или немного смещаться.

Есть еще некоторые дефекты, на которые стоит обращать внимание. Главное вовремя устранить неисправность.

  • В КПП могут быть шумы, это в основном показывает на износ подшипников и шестерен. В результате этого нет нормального зацепления деталей. Может и синхронизатор поврежден или сам корпус коробки.
    Только в этом случае будет слышен не так шум, а стук. В этом случае сразу принимайте меры по ремонту. Дальнейшее движение не безопасно;
  • Если вы на дороге под машиной заметите потеки масла, тогда может быть его утечка с КПП. Это может возникнуть от не плотного прилегания крышки картера или от выхода из строя сальников вала.
    В этом случае не стоит переплачивать, такую работу можно сделать и своими руками;
  • Бывают и перегревы коробки. Чаще всего это происходит от малого уровня масла.

Внимание: Это были приведены методы диагностики. По ним вы сможете судить о возможных неисправностях. И в сервисе вас сложно будет просто надуть и предложить ремонтировать то, чего нет.

Делаем ремонт коробки передач ВАЗ 2109

ВАЗ 2109 коробка передач ремонт приходится делать всем в процессе эксплуатации автомобиля. Цена на такую работу в сервисе довольно высока и иногда можно справиться самому.

Нужный инструмент

Для ведения работ нам потребуется инструмент, который следует подготовить заранее:

  • Молоток обычный и резиновый;
  • Набор отверток;
  • Керно зубло;
  • Набор накидных головок;
  • Отвертка ударная;
  • Ключ для снятия стопорных колец.

Выполняем основную работу.

Когда все подготовлено, следует набраться терпения и начинать работать. Конечно, не все пойдет гладко, некоторые детали и прикипели.
Но здесь самое главное не нервничать, а просто правильно выполнять работу.

  • Первым делом следует слить масло с коробки. После этого снимаем тягу привода для механизма переключения передач;
  • Снимаем рычаг сцепления вместе с тросом. После этого следует снять клеммы с аккумулятора и выполнит демонтаж стартера;

Делаем отсоединение колодки с приводом от включения заднего хода

Делаем отсоединение колодки с приводом от включения заднего хода

  • Теперь снимаем поворотные кулаки и шаровые опоры. Делаем демонтаж внутренних валов, которые осуществляют привод на передние колеса. Ставим на их место предварительно подготовленные болванки, нам требуется предотвратить смещение движение шестерни полуосевой (для этого иногда применяют и старый щрус);
  • Ставим опоры под двигатель и снимаем заднюю и левую подушку двигателя. Отсоединяем коробку от двигателя и полностью демонтируем ее;
  • Теперь нам надо полностью очистить поверхность от мусора и грязи;
  • Снимаем кронштейн, который крепит трос сцепления и крышку картера коробки. Отвинчиваем вилку при помощи которое выполняется переключение пятой передачи и делаем демонтаж механизма пятой передачи;

Отпускаем болт который крепит вилку пятой передачи

Отпускаем болт который крепит вилку пятой передачи

  • Вынимаем муфту синхронизатора со ступицей вместе. После этого снимаем кольцо синхронизатора и упорную пластину. После этого снимаем фиксаторы и игольчатый подшипник.
    После этого можно демонтировать ведущую шестерню передач. Снимаем пробку, которая фиксирует штоки и пластину упорную.
  • Теперь, когда мы выполнили демонтаж пятой передачи приступаем к снятию первой и второй. После этого снимаем третью и четвертую;
  • После этого снимаем шток вилок, а так же валы передачь. Это делается вместе с главным валом. После этого демонтируем дифференциал.
    Снимаем механизм для выбора передачи;

Внимание: Все вышеперечисленное следует делать именно в такой последовательности, как перечислено раньше. Не стоит испытывать судьбу и делать не так.

На что обращаем внимание

После выполнения демонтажа проверяем все детали и выявляем дефекты. Коробка передач ваз 2109, ремонт ее, это фактически замена деталей.
Поэтому внимательно смотрите и определяйте, на что следует обратить внимание:

  • Уделите внимание подшипников, износ которых приведет к гулу. Их износ может повлиять и на преждевременный износ других деталей механизма.
  • Осмотрите синхронизатор и уплотнитель шайб. От этого и могло происходит плохое включение передачи;
  • Внимательно осмотрите систему сцепления и сухари вместе с фиксатором ступицы муфты

Кольца блокирующие и синхронизаторы

Кольца блокирующие и синхронизаторы

  • Обязательно следует осмотреть блокирующие кольца и синхронизаторы. Если на них будут сколы и зазубрины, сразу надо их заменить на новые;
  • При осмотре подшипников сразу следует обратить внимание на дорожки, которые могут начать изнашиваться. Если вы не слышали шумов в салоне, это еще не значит, что с ними все в порядке.
    Если поверхность начала уже вырабатываться, значит выполните замену. Они уже долго не прослужат;
  • Сделайте проверку зазора между шестернями и кольцами блокирующими, которые им соответствуют. Он должен быть не менее 0,6мм.
    Если этот размер меньше, тогда следует сделать замену блокирующего кольца;
  • Если стопорные кольца потеряли упругость, сразу их замените. Они уже просто не смогут выполнять своих функций;

Внимание: При выполнении такого ремонта лучше всего сразу произведите замену главного вала. Посадочные места которого, изнашиваются больше всего.
Тем более о базе крепления других запчастей вы сможет судить и об износе других механизмов. Сделайте замену всех сальников.
Это не те деньги, из-за которых можно рисковать и делать ремонт по новому.

Сборка КПП

После выполнения разборки полной замены изношенных деталей их следует собрать, но только в обратном порядка. Не забудьте перед этим тщательно промыть все запчасти.
И при работе следите, чтобы инородные детали не попали во время сборки.
Итак:

  • Перед установкой новых прокладок их следует смазать тонким слоем литола. Это предотвратит их смещение во время проведения сборки;
  • Запрессовку сальников делайте рабочей кромкой внутрь, ВТО время, как металлическая обойма должна находится снаружи.
Читать статью  10 самых дешевых машин с автоматом. Реальные цены у дилеров

Изучив инструкцию и набравшись терпения, вы можете сэкономить значительную сумму на проведение ремонта. Самое главное не нервничать во время работы и все будет хорошо.

Как снять коробку передач на ВАЗ 2109

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оснащаются четырехступенчатыми и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Все передачи, помимо задней, оснащаются синхронизаторами. Также коробка объединена с дифференциалов.

Компоненты для ремонта КПП

Полезные советы

Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.

Эксплуатируя автомобиль в условиях города, переключать передачи приходится чаще. Потому тут рекомендуется использовать моторное масло. Так эффективность синхронизаторов сохраняется дольше. Для трасс лучше подходит трансмиссионное масло, повышающее ресурс подшипников, шестеренок, хотя синхронизатор служит меньше.

 Внутреннее устройство коробки

Внутреннее устройство коробки

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  • На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  • На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  • Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  • К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  • Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.

Схема КПП

Схема КПП

Неисправности и их устранение

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

Неисправность

Возможные причины

Что нужно делать

Возникает шум в КПП

  • Износились зубья на шестеренках;
  • Износились подшипники;
  • Снизился уровень масла в коробке передач
  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте при необходимости сальники

Передачи переключаются с трудом

  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты

Возникает самопроизвольное выключение передач

  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод

Передачи включаются с шумом, треском

  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
  • Замените блокирующее кольцо

Возникла утечка масла из КПП

  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Ремонтные работы

Демонтаж

Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.

  1. Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
  2. Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
  3. От картера сцепления отключите массу (провод).
  4. На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
  5. С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  6. Отключите колодку от тягового реле.
  7. Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  8. Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  9. Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  10. Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  11. Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  12. Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  13. Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  14. Отключите второй ШРУС.
  15. Демонтируйте щит картера сцепления.
  16. Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  17. Снимите коробку.

Аккуратно снимаем КПП

Аккуратно снимаем КПП

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

Разборка

Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.

  1. Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
  2. Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
  3. Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
  4. Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
  5. Включите любую из двух передач — 3 или 4.
  6. Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
  7. Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
  8. Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
  9. Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
  10. Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
  11. Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
  12. Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
  13. Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
  14. Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
  15. Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
  16. Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.

Ювелирная работа

Ювелирная работа

  1. Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
  2. Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
  3. Снимите заднюю опору двигателя.
  4. Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
  5. Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
  6. Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
  7. Снимите картер коробки передач.
  8. Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
  9. Снимите вилку и шток.
  10. Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
  11. Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.

Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.

Разобранная КПП

Разобранная КПП

На что обратить внимание

Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:

  • Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
  • Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
  • Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
  • Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
  • Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
  • Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
  • Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.

Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.

В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.

Источник https://truescooters.ru/tehservis/korobka-vaz-2109.html

Источник https://masteravaza.ru/korobka-peredach/remont-korobki-peredach-korobka-peredach/remont-korobki-peredach-vaz-2109-71

Источник https://luxvaz.ru/vaz-2109/321-kak-razobrat-korobku-peredach.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: